Церковь свидетельствует, что жизнь человека начинается с момента зачатия и, следовательно, что человек уже в утробе матери имеет право на жизнь. Отрадно, что в Кирове в Год Семьи, в юбилейный год празднования 650-летия города, руководство и врачи одной из частных клиник города проявили инициативу по сохранению жизней зачатых младенцев.
Солидарность Церкви и общества в вопросе сохранения жизни
Церковь свидетельствует, что жизнь человека начинается с момента зачатия и, следовательно, что человек уже в утробе матери имеет право на жизнь. «Тот, кто будет человеком, уже человек», — писал во II веке христианский мыслитель Тертуллиан [Апологетик, IX. 8].
Уникальный геном отличает эмбрион от любой клетки организма отца или матери. На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не должен рассматриваться как часть тела матери, а потому его устранение не должно рассматриваться как «необходимое лечение» матери. Родители несут перед Богом ответственность за развитие и защиту нерожденного человека. Таким образом, намеренное совершение аборта на любом сроке беременности является сознательным лишением жизни нерожденного ребенка, - сообщается в статье «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия» на сайте Патриархии и соответственно в официальном документе принятом на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 27 декабря 2023 года (журнал № 138).
Жизнь человека как до, так и после рождения является неприкосновенной: «Право на жизнь должно подразумевать защиту человеческой жизни с момента зачатия. Всякое посягательство на жизнь формирующейся человеческой личности является нарушением этого права. Современные международные и национальные юридические акты закрепляют и охраняют жизнь и права ребенка, взрослого и пожилого человека. Эта же логика защиты человеческой жизни должна распространяться на ее отрезок от момента зачатия до появления на свет».
Православная Церковь утверждает право человека на жизнь с момента зачатия, благословляет все общественные усилия, направленные к защите материнства и деторождения, призывает государство к законодательной поддержке охраны жизни и здоровья еще нерожденных младенцев.
Примечательно, что современное общество и Церковь на проблему абортов все чаще стали смотреть в одном на правлении.
К примеру, руководитель кировской частной медицинской компании «Совермед» Сусанна Аникитина-Юнгблюд сообщила, что возглавляемая ею сеть медицинских учреждений добровольно отказывается от проведения медикаментозных абортов, и призвала коллег последовать этому примеру.
Сусанна Васильевна заявила, что «Совермед» с 11 ноября 2024 года более не будут оказывать услуги по медикаментозному прерыванию беременности. Свое решение руководитель компании обосновала тем, что в Год Семьи особенно важно внести свой вклад в дело сохранения традиционных ценностей и повышение рождаемости в Кировской области: «Важно отметить, что наше решение добровольное и основано на глубоком уважении к жизни. Мы верим, что совместными усилиями можем сделать значимый вклад в будущее нашей страны, создавая условия для счастливых и здоровых семей».
Сусанна Аникитина-Юнгблюд также обратилась и к другим частным клиникам: «Призываем медицинские компании города Кирова, имеющие лицензию на данную услугу, присоединиться к нашему решению! Давайте вместе сделаем наш город местом, наполненным счастливыми детьми и большими дружными семьями!».
Примечательно, что и в других городах России некоторые частные медицинские клиники отказываются от абортов. Теперь в некоторых регионах процедуру прерывания беременности будут оказывать только государственные больницы.
Противники инициативы пугают ростом числа нелегальных операций, но власти аргументируют – мера позволит увеличить рождаемость и поможет сохранить здоровье женщинам. К тому же, частники, возможно, не ведут статистики по абортам и пренебрегают так называемой «неделей тишины», которая даётся женщинам на обдумывание решения.
В Кировской области руководство региона инициативу частной клиники одобрило. Как сообщает официальный сайт правительства Кировской области , губернатор Александр Соколов прокомментировал данную инициативу. Глава региона напомнил, что в Кировской области готовится законопроект, направленный на запрет склонения к абортам и запрет пропаганды абортов: «Его разработали депутаты, члены партии «Единая Россия». Надеюсь, что в обозримом будущем документ будет принят. Обязательно нужно учесть позицию медицинского сообщества по этому вопросу», – сказал Александр Валентинович.
Об ответственность медицинских работников
А каковы взгляды Церкви по данному вопросу? В документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XI. 1» сообщается, что Православная Церковь с глубоким уважением относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленное на предотвращение и облегчение человеческих страданий. Врачи, медсестры и весь медицинский персонал призваны к пониманию своего служения как долга милосердия. Однако медицинский персонал, участвующий в совершении аборта, осуществляет деяние, прямо противоречащее упомянутому призванию, – человекоубийство. Церковь обращает внимание на то, что «грех ложится и на душу врача, производящего аборт». Святитель Василий Великий пишет, что «дающие врачество для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы» (8 правило; см. также выше 91 правило Трулльского собора).
Церковь призывает государство гарантировать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям христианской совести. «Нельзя признать нормальным положение, когда юридическая ответственность врача за смерть матери несопоставимо более высока, чем ответственность за уничтожение плода, что провоцирует медиков, а через них и пациентов к совершению аборта. Врач должен проявлять максимальную ответственность за постановку диагноза, могущего подтолкнуть женщину к прерыванию беременности».
В законодательстве многих стран определяется, что совершение аборта требует «добровольного информированного согласия» женщины, которое предполагает возможность ознакомления женщины со всеми нравственными, психическими, медицинскими и прочими последствиями принятия ею решения.
Церковь подчеркивает, что консультирование женщины не должно иметь целью получение от нее согласия на аборт, но, наоборот, должно быть направлено на сохранение жизни ребенка и оказание помощи в несении подвига материнства.
Неприемлемы уговоры или рекомендации со стороны врачей или иных медицинских работников в адрес беременной женщины, побуждающие ее принять решение об аборте. Тем более недопустима практика совершения абортов «в день обращения», которая делает возможным спонтанное принятие женщиной необратимого решения о совершении аборта, нередко на фоне неустойчивого душевного состояния.
Церковь призывает к системной организации при медицинских учреждениях служб противоабортной консультации, к работе в которых привлекались бы медицинские и социальные работники, а также священнослужители или иные имеющие соответствующие полномочия представители религиозных организаций. Необходимо размещение в женских консультациях на информационных стендах подробной информации о развитии человека с момента зачатия.
Недопустимой является фетальная терапия, предусматривающая использование тканей и органов эмбрионов человека, абортированных на разных стадиях развития, в научно-исследовательских целях, а также для лечения заболеваний. «Осуждая аборт как смертный грех, Церковь не может найти ему оправдания и в том случае, если от уничтожения зачатой человеческой жизни некто, возможно, будет получать пользу для здоровья. Неизбежно способствуя еще более широкому распространению и коммерциализации абортов, такая практика (даже если ее эффективность, в настоящее время гипотетическая, была бы научно доказана) являет пример вопиющей безнравственности и носит преступный характер». Тем более недопустимо использование эмбрионального материала в коммерческих целях, для «омоложения» организма, а также в сфере эстетической медицины и косметологии. Недопустимы любые манипуляции с эмбрионами, предполагающие их умерщвление.
На защите материнства!
Что касается системной организации при медицинских учреждениях служб противоабортной консультации, такая работа в Кировской области ведется.
По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка в Вятской Епархии действует Епархиальная комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Председатель комиссии Ольга Ильинична Устюжанина также является руководителем Центра «Моя семья» города Кирова, деятельность которого направлена на сохранение жизни детей до рождения, профилактике абортов, а также помощи беременным женщинам и семьям в трудной ситуации.
Ольга Ильинична сообщает, что в 2024 года Центру «Моя семья» исполнилось десять лет . «И мы славно потрудились! За десять лет мы: спасли 1265 детей от абортов; прочитали 1300 лекций по профилактике ранних половых связей и абортов в школах Кировской области; помогаем 500 семьям в трудной ситуации: продуктами, мебелью и бытовой техникой, делаем ремонт жилья; у нас работает вещевой гуманитарный склад; проводим лекции по семейной психологии, коррекции отклонений в поведении детей и подростков; мы открыли кризисную квартиру для жертв насилия; начали работать в проекте с опекой и комиссией по делам несовершеннолетних по возвращению детей в родные семьи; работаем с зависимыми и их созависимыми родственниками; у нас работает швейная мастерская, мы проводим лечение БАК; с нашими детьми работают добровольцы: логопед, учитель русского языка; в этом году мы сняли восемь фильмов, два из них для лекций в проекте “Семьеведение на Вятке”. Приглашаем всех неравнодушных людей творить добро с нами вместе!» – рассказывает Ольга Ильинична Устюжанина.
О нравственной ответственности родственников и близких
Церковь сегодня, как и во все времена, всецело на защите жизни нерожденного младенца. Теперь позицию защиты права ребенка на жизнь все чаще, по крайней мере, на примере нашего региона, занимает государство и общество в рамках готовящегося законопроекта и врачебного сообщества, действуют Центры, готовые поддержать женщин в трудной ситуаций, как на этапе консультирования во время беременности, так и до действенной материальной и врачебной помощи. Однако для самой женщины главной опорой в принятии положительного решения о сохранении жизни являются чаще всего близкие люди – отец зачатого ребенка, ее родители, родственники и друзья, а значит, на всех их возлагается нравственная ответственность за появление на свет маленького человечка!
Важно помнить, что в период беременности женщине необходима всесторонняя поддержка близких и в особенности супруга. Намерение женщины совершить аборт бывает обусловлено неспособностью или нежеланием мужа или близких обеспечить ее необходимой поддержкой и вниманием при воспитании детей. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви подчеркивается, что «ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта». Более того, принуждение мужем жены к аборту, наравне с единоличным решением жены сделать аборт, может служить основанием для признания церковного брака утратившим каноническую силу.
Нравственная ответственность за принятие решения об аборте ложится и на родителей, родственников и близких женщины, если они подталкивают ее к этому. Нравственную ответственность за аборт, совершенный несовершеннолетней, находящейся в приюте или детском доме, несет руководство и персонал этих учреждений в случае соучастия в этом поступке.
Люди, подтолкнувшие женщину к совершению аборта, являясь его соучастниками, должны подвергаться не менее строгим каноническим прещениям, чем прещения за сознательно совершенный аборт. Им необходимо покаяние и несение епитимии, определяемой духовником в каждом конкретном случае.
Отношение к абортам в Священном Предании такого, что Церковь однозначно приравнивает произвольный хирургический или медикаментозный аборт к убийству, независимо от срока беременности и способа его совершения. По этой причине неприемлемо провозглашение «права на аборт», то есть «права на убийство». Еще в памятнике раннехристианской письменности «Дидахе» (кон. I в. — нач. II в.) содержится призыв: «Не умерщвляй ребенка в зародыше» . Та же мысль акцентирована в другом раннехристианском источнике — «Послании Варнавы» (кон. I в. — нач. II в.): «Не умерщвляй младенца (в утробе), и по рождении не убивай его» . Там же говорится о людях, которые находятся на пути тьмы, будучи «убийцами детей, во чреве погубляющими создание Божие» . Тертуллиан (II в. — нач. III в.) пишет: «Так как нам раз навсегда запрещено человекоубийство, то не дозволяется истреблять даже зародыш, когда кровь еще образуется в человеке. Воспрепятствовать рождению человека значит преждевременно умертвить его, и нет различия между тем, исторгает ли кто из тела душу уже рожденную, или уничтожает ее рождающуюся» .
Священное Писание о начале человеческой жизни
Согласно Библии, жизнь человека начинается с материнской утробы. Псалмопевец и пророк Давид так говорит о действии Промысла Божия в развитии плода: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:13,15-16).
О том же свидетельствует праведный Иов в словах, обращенных к Богу: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом... Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой... Ты вывел меня из чрева» (Иов 10:8-12,18).
В Священном Писании описываются случаи призвания Богом человека к служению еще прежде рождения. Так Иеремию Бог освятил прежде, нежели он «вышел из утробы» (Иер. 1:4-5).
Новозаветное повествование о встрече Пресвятой Богородицы и праведной Елизаветы подчеркивает личностное бытие еще нерожденного человека и способность его к восприятию благодати Святого Духа. Святой Иоанн Креститель радостно взыграл во чреве Елизаветы, приветствуя Господа Иисуса Христа, находившегося в утробе Марии Девы (Лк. 1:13-15, 41-44).
Вероятно, каждый человек благодарен Господу и родителям за возможность прийти в этот мир, увидеть его красоты, просто жить. Так будем помнить о важности каждой человеческой жизни, защите и ответственности за сохранение жизни просящегося на свет маленького человечка!
Фотографии младенцев с выставки «Сладкие сны», которая работала в «Инженериуме» в период конференции «Молитва сердца» в рамках Свято-Трифоновских чтений
Пресс-служба Вятской Епархии