Недавно на Совете гордумы по топонимии обсуждалась тема возвращения семи улицам Кирова исторических наименований. Она вызвала широкий общественный резонанс.
Журналисты портала «Вятка-на-Сети» в своем аналитическом материале доказали, что исконные названия улиц не только изменят отношение туристов к нашему городу, но и поменяют культурные коды жителей региона.
Так, сейчас многие улицы нашего города носят имена революционеров – Володарского, Урицкого, Дерендяева, Маклина и других. А аббревиатура МОПР расшифровывается, как Международная организация помощи борцам революции. Эта организация помогала революционерам и их семьям по всему миру. С 1922 года ее больше нет.
Между тем, исторические названия, которые предлагается вернуть улицам, – отражают богатое культурно-историческое наследие вятской земли и ее православные святыни. Так, улица Никитская (ранее Володарского) была названа в честь Никитской башни посада. Эта башня была очень важна для обороны Хлынова, так как закрывала подступы к Засорному оврагу. Улица Морозовская (сейчас Розы Люксембург) носила имя протопопа Павла Морозова. Его номинально считали главой белого духовенства. Улица Всехсвятская (сейчас Дерендяева) получила свое название по имени церкви во имя Всех Святых, а Владимирская (К. Маркса) носила имя в честь церкви Владимирской иконы Божией Матери. Это самая ранняя из известных и самых чтимых православных икон.
Названия улиц влияют на три категории людей – туристов и гостей города, детей и самих горожан. Неизбежно влияние наименований улиц на образ города в глазах приезжих граждан и культурные коды жителей региона. Есть ряд веских доводов за то, чтобы вернуть улицам исторические названия, отмечают журналисты. Так, такие топонимы, как Володарского, Урицкого, Дерендяева, МОПРа и Маклина уже не вызывают каких-либо ассоциаций, не связаны с историей вятского края, а также вызывают негативные ассоциации – с тяжелыми для страны временами.
Между тем исторические названия улиц – Успенская, Морозовская, Всехсвятская, Бутырская, Владимирская, Острожная – формируют православные образы, органично сочетающиеся с культурой Вятки, укрепляют и развивают культурные и когнитивные коды кировчан, а также формируют исторические образы, которые соотносят Киров и кировчан с многовековой историей и культурой Вятки.
3 Дарья Спасская