Паломники Трифонова монастыря и приходов Вятской епархии совершили поездку по святым местам Яранской епархии, Йошкар-Олинской, Нижегородской и Арзамасской митрополий.
Паломническая поездка состоялась с 14 по 16 июня 2024 года.
По традиции первую остановку паломники совершили в городе Яранске, где в Троицком соборе помолились преподобному Матфею. Затем посетили Успенский кафедральный собор, построенный в 1798 году по проекту архитектора Ф.М. Рослякова.
Из Яранска наша группа отправилась в Йошкар-Олу. Мы побывали на Патриаршей площади, посетили Благовещенский собор, потрапезничали в кафе, а к вечеру того же дня прибыли в Дивеево - четвёртый удел Пресвятой Богородицы.
В субботу и воскресный день паломники молились на Литургии и причастились Святых Христовых Таин, приняли молитвенное участие в молебне с акафистом батюшке Серафиму Саровскому, приложились к Его святым мощам и мощам преподобных и блаженных жен Дивеевских, прошли по Святой Канавке и с экскурсией по монастырю, а вечером помолились на вечернем богослужении в Преображенском храме монастыря. Посетив Успенский храм села Суворово и помолившись у мощей святых блаженных Евдокии, Дарии, Дарии и Марии, искупались почти во всех Дивеевских источниках.
В воскресный день, после ранней Литургии и трапезы в кафе, наша группа отправилась из Дивеево в Арзамас.
В старинном купеческом городе Арзамасе на Соборной площади паломники Трифонова монастыря посетили Свято-Николаевский женский монастырь, основанный в 1580 году. Главные святыни обители - резной образ святителя Николы Можайского, а также икона Божией Матери «Достойно Есть» и «Избавление от бед страждущих», перед которой мы прочитали акафист. В Воскресенском соборе, построенном по проекту академика архитектуры Михаила Петровича Каринфского, помолились Господу у Животворящего Креста.
По пути в Вятку паломники Трифонова монастыря вновь заехали в Йошкар-Олу. Царевококшайск - именно так первоначально назывался город, основанный в 1584 году на берегу реки Малая Кокшага. До середины XVI века территория современной Йошкар-Олы входила в состав Галицкой даруги Казанского ханства. В октябре 1552 года Иван Грозный одержал победу в Казани и присоединил марийские земли к Московскому государству.
В 1584 году при царе Федоре Иоанновиче была построена крепость. Статус города крепость получила в 1781 году. В XVIII веке в городе появились первые промышленные предприятия, началось каменное строительство, а в XX веке основой экономики стало сельское хозяйство. В 1919 году Царевококшайск переименовали в Краснококшайск, а 4 ноября 1920 года город стал столицей Марийской автономной области. В январе 1928 года Краснококшайск получил название Йошкар-Ола, что в переводе с марийского означает Красный город. С декабря 1936 года Йошкар-Ола - столица Марийской Республики .
Одна из главных площадей Йошкар-Олы получила своё название в честь первого воеводы города Царевококшайска Ивана Оболенского-Ноготкова. На площади установлен бронзовый памятник Оболенскому-Ноготкову.
Достопримечательностью города, которая находится здесь же на площади, является уменьшенная в два раза копия «Царь-пушки». Ее отлили умельцы Звениговского завода имени Бутякова. Весит звениговская «Царь-пушка» вместе с ядрами около 12 тонн. Рядом находятся два полевых орудия.
На площади установлена скульптура святого великомученика Леонида высотой 3,6 метра. Епископ Марийский Леонид (Антощенко) был расстрелян 7 января 1938 года, в день праздника Рождества Христова. Определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года епископ Леонид (Антощенко) был причислен к лику Новомучеников и исповедников Российских. Чин прославления святого был совершен 19 сентября 2002 года в Мироносицком монастыре Йошкар-Олинской епархии.
В комплекс площади Оболенского-Ноготкова входит Национальная картинная галерея, а в башне над аркой смонтированы уникальные часы, каких больше нет ни в одном городе страны. Посмотреть на ослика, «спасающего» икону Божией Матери «Троеручица приезжают десятки гостей из разных городов России. Часы с динамической скульптурной композицией «Явление иконы Божией Матери «Троеручица» горожане называют «осликом с иконой». Открытие часов состоялось в 2007 году. Каждый час можно видеть, как из ворот монастыря Хиландара выходит ослик, а на его спине находится икона. Ослик проходит свой путь и скрывается в воротах Успенского храма. Так создатели композиции отобразили события, происходившие в Сербии в XIII веке.
Начало почитания иконы «Троеручица» связывают с именем преподобного Иоанна Дамаскина, богослова и учителя Церкви VIII века. Считается, что святой сам принес икону в Лавру Саввы Освященного. Оттуда в ХIII веке икона была передана в Сербию. Во время османского нашествия на Сербию христиане, желая сохранить икону, поручили ее попечению Самой Матери Божией и возложили икону на осла, который без погонщика пришёл на Афон к Хиландарскому монастырю. С XIV века «домом» иконы стал афонский монастырь. Иконография образа «Троеручица» напоминает, что Богородица указывает верующим путь к спасению.
Каждый день в Йошкар-Оле на площади Оболенского-Ноготкова под бой курантов появляется трудолюбивый ослик, несущий на себе икону Божией Матери «Троеручица». Примечательно, что фигура ослика выполнена в натуральную величину из бронзы, но при этом полая внутри. Весит ослик 454 кг. Иконы также сделаны из бронзы и весят 120 кг. Ослик выходит 14 раз в сутки, в год проходит 75 км. Специалисты подсчитали, что расстояние от Йошкар-Олы до горы Афон в 3200 км ослик преодолеет к 2049 году. Во время выхода ослика с иконой звучат песнопения из Литургии Сергея Рахманинова «Дева Богородица». А во время Рождества и на Пасху - православные песнопения. Икона Божией Матери «Троеручица» имеет особое значение для Республики Марий-Эл, так как 25 июля, в день церковного праздника иконы, в 1993 году была основана Йошкар-Олинская и Марийская епархия. Выход ослика с иконой символизирует распространение православия на марийской земле, а также приход православной веры и в другие земли.
Фотиния Вотинцева