Где монастырь стоит на горке

Уже несколько лет мы с паломниками службы «С Вятки» в новогодние каникулы уезжаем подальше от шумных городов и праздничной суеты, чтобы помолиться в тишине русских монастырей. В этот раз решили отправиться в Подмосковье и побывать сразу в нескольких обителях, одну из которых — Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь в посёлке санатория «Ленинские Горки» — мы ещё никогда не посещали. Здесь хранится почитаемый список Иерусалимской иконы Божией Матери.

Из Вятки в Подмосковье

Во время пути погода менялась, как в сказке «Двенадцать месяцев»: когда вечером 29 декабря выезжали из Вятки, было минус 19, следующим утром в Сергиевом Посаде, где мы молились у мощей преподобного Сергия Радонежского, потеплело до минус пяти, а когда добрались до Крестовоздвиженской Иерусалимской обители, термометр показывал нулевую температуру. Паломники оставили вещи в удобной монастырской гостинице, зданию которой уже более 200 лет, и отправились на вечернее богослужение. Так как обитель находится в некотором отдалении от трассы, ведущей к аэропорту Домодедово, здесь вечером совсем немного богомольцев. На всенощном бдении практически была только наша группа, которую сопровождал настоятель Троицкого храма села Истобенска иерей Иоанн Шаповал. Когда на службе его увидела одна местная девушка, которая каждый год ходит в Великорецкий крестный ход, она очень обрадовалась, что вятские приехали в это святое место. Мне же всё думалось, по чьим молитвам Господь привёл нас сюда, но ответ был дан только на следующий день.

В воскресенье 31 декабря на Божественную литургию собралось немало прихожан, многие из которых причащались. После службы к нам подошла игуменья Екатерина (Чайникова). Как мы узнали позднее, в 1990 году, будучи послушницей Пюхтицкого монастыря, она в числе других сестёр была направлена в Москву в патриаршую резиденцию. Позднее назначена на должность коменданта Московской Патриархии. Матушка Екатерина имеет богословское и строительное образование, руководила реставрационными работами в патриаршей резиденции. В 2001 году её назначили настоятельницей Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря. Патриарх Алексий II, при котором игуменья Екатерина много лет несла послушание, принимал в возрождении этой обители самое деятельное участие. Множество икон, подаренных ему в разных поездках, Святейший Патриарх благословил передать именно в этот монастырь. Так вот по чьим молитвам мы оказались здесь!

Богадельня стала монастырём

Окружив настоятельницу, вятские паломники внимательно слушали её рассказ о Крестовоздвиженской Иерусалимской обители, основание которой было положено в 1837 году. Тогда в селе Старый Ям при церкви мучеников Флора и Лавра была устроена богадельня для лиц женского пола. С 1855 года ей помогал извозчик Иван Степанович, уроженец деревни Съяново. В 34-летнем возрасте он вдруг оставил свою работу и принял на себя подвиг юродства. Случилось это так. Иван заболел и отправился в Троице-Сергиеву Лавру поклониться святым мощам преподобного Сергия Радонежского и попросить об исцелении. Во время паломничества он познакомился с юродивым Христа ради Филиппом, который по благословению митрополита Филарета (Дроздова) проживал в Гефсиманском скиту, а затем для большего уединения поселился в ветхой скитской сторожке, находившейся в густой лесной чаще. Подвиг юродства и весь образ жизни Филиппа сподвигли Ивана удалиться от мирской суеты и полностью посвятить себя служению Богу. В одной сорочке, босой зимой и летом ходил он по Москве, носил вериги, терпел всякого рода лишения, много странствовал по святым местам России.

Иван Степанович тоже был знаком с митрополитом Филаретом, который имел к нему особое расположение и подолгу беседовал с юродивым. Знали и любили его московские купцы, особенно Саватюгины. После смерти Николая Кирилловича Саватюгина блаженный пришёл к его вдове Параскеве Родионовне и попросил у неё денег на чтение Псалтири по усопшему. Иван Степанович решил ввести в богадельне чтение неусыпаемой Псалтыри. Вскоре по его совету Параскева Родионовна вступила в число сестёр богадельни, решив посвятить свою жизнь служению Богу и ближнему. На пожертвованные ею деньги был выстроен двухэтажный каменный дом, к освящению которого владыка Филарет прислал как благословение Иерусалимскую икону Божией Матери греческого письма. Святитель не переставал опекать богадельню и в последующие годы. Посетив её в 1860 году, он сказал: «Здесь не богадельня, а монастырь!» Эти слова оказались пророческими: через несколько лет богадельня стала Флоро-Лаврской женской общиной, первой начальницей которой назначили Параскеву Саватюгину, а духовным руководителем являлся Иван Степанович. Скончался блаженный Иван 7 января 1865 года в возрасте 50 лет.

В семи верстах от Старого Яма находилось село Лукино с имением Головиных. Его хозяйка Александра Петровна, похоронив мужа и единственную дочь, решила подарить свои земельные угодья и именье Флоро-Лаврской общине. Сёстрам предстоял переезд на новое место. Так как там была небольшая каменная церковь в честь Воздвижения Креста Господня, построенная в 1846 году, то и община стала именоваться Крестовоздвиженской. В 1871-м приступили к сооружению нового храма в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. В наше время именно здесь насельницы монастыря читают неусыпаемую Псалтырь. В освящённой в 1873 году новой церкви поместили главную святыню общины — Иерусалимский образ, дар митрополита Филарета. Вскоре был совершён постриг настоятельницы общины Параскевы Родионовны Саватюгиной, принявшей монашество с именем Павлы. За время её управления построили колокольню, двухэтажный келейный корпус, дом для причта, настоятельский корпус, небольшую гостиницу, конный и скотный дворы, посадили фруктовый сад и разбили огород.

Монахиню Павлу, в 90-летнем возрасте подавшую прошение об увольнении на покой, в 1886 году сменила монахиня Евгения (Виноградова) из Страстной обители Москвы. При ней появились церковно-приходская школа с приютом для девочек-сирот и небольшая больница. Жизнь общины, в которой насчитывалось около ста сестёр, всё более походила на монастырскую. И вот определением Святейшего Синода община была преобразована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный второго класса монастырь, официальное открытие которого состоялось 28 июня 1887 года.

Вскоре после этого обитель посетил московский мещанин Василий Фёдорович Жолобов. Его поразило, что в праздничные дни монастырские храмы не могли вместить всех молящихся. Он предложил игуменье Евгении десять тысяч рублей на начало строительства Вознесенского собора, а также обещался ежегодно выделять определённую сумму из своих доходов. Впоследствии Жолобов взял на себя всю организационную работу. Благодаря его стараниям к лету 1893 года храм высотой в 38 метров внешне был почти готов. Следующим летом приступили к внутренней отделке. Роспись стен и написание образов для иконостаса было поручено мастеру Ерзунову, который вместе с помощниками создал около 150 настенных изображений на библейские сюжеты. Василий Жолобов построил ещё один сестринский корпус, который сохранился до нашего времени и именуется Васильевским. При игуменье Маргарите (Петрушенковой) было завершено сооружение каменной ограды, и теперь монастырский комплекс представлял собой единый архитектурный ансамбль.

Преподобномученица Евдокия

В молитве и трудах тихо протекала иноческая жизнь вплоть до 1917 года. После революции налаженное хозяйство обители было национализировано, в стенах монастыря разместили беспризорных детей. Самих инокинь определили рабочими сельскохозяйственной коммуны, а затем совхоза «Лукино». В начале 1920-х годов здесь разместился дом отдыха № 10 Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов. Фруктовый сад, кленовый парк и пасека тогда ещё существовали, но уже были убраны главки и кресты Вознесенского собора, которые так мешали новым хозяевам. В 1924 году в этом храме сделали перекрытия для второго этажа и открыли клуб. Единственным утешением верующих в те годы оставалась Крестовоздвиженская церковь, куда перенесли Иерусалимскую икону Божией Матери. Там ещё продолжалась богослужебная жизнь, но в 1937 году на Бутовском полигоне расстреляли священника Крестовоздвиженского храма Косму Коротких, ныне причисленного к лику святых. Погасла последняя свеча монастырской молитвы. В церкви устроили склад для хранения угля и торфа, а Иерусалимскую икону Божией Матери положили на пол как настил. Слава Богу, образ удалось спасти и переправить его в село Мячково.

Кроме священномученика Космы, обитель имеет ещё одну небесную покровительницу, канонизированную Церковью. Это преподобномученица Евдокия. Она родилась 1 марта 1875 года в деревне Губино Бронницкого уезда Московской губернии в семье крестьян Прохора и Надежды Фоминых. Когда Евдокии исполнилось семнадцать лет, она вместе со старшей сестрой Акилиной поступила в Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь. Сначала сёстры Фомины трудились на огороде, а затем стали псаломщицами, приняли постриг. В обители они жили до её закрытия при советской власти. С болью наблюдали, как новые хозяева жизни оскверняли храмы, уничтожали святыни. Некоторые инокини остались в Лукино и нанимались на работу в разные организации, которые размещались на территории бывшего монастыря. Другие, в том числе Фомины, покинули дорогую их сердцу обитель. Евдокия и Акилина после долгих лет отсутствия вернулись в родную деревню Губино, где тогда проживало больше двух тысяч человек, и поселились в Старой Слободке, взяв себе фамилию Андриановы, чтобы отвести от себя лишние подозрения. Тихо жили в небольшом ветхом домике, в котором всё было устроено по-монашески. Их религиозная ревность обратила на себя внимание властей, и в феврале 1930 года их арестовали, но из-за недоказанности вины вскоре отпустили.

1 июня 1931 года последовал новый арест. Лжесвидетели из местных жителей, враждебно относившиеся к Православию, утверждали, что Андриановы собирали в своём доме единомышленников, вели беседы, пели молитвы, агитировали против колхозов, потому-то в Старой Слободке из ста крестьянских хозяйств в колхоз записались только десять. Акилина и Евдокия виновными себя не признали: «Сборищ в нашем доме никаких не бывает, молимся мы вдвоём, изредка к нам приходят наши братья или посещают знакомые монахини. Агитацией не занимаемся». Тем не менее их обвинили в контрреволюционной деятельности и препроводили в Бутырскую тюрьму в Москве, а затем приговорили к трём годам ссылки в Казахстан.

По окончании срока сёстры вернулись в Губино. Их домик был разрушен, и они поселились у родственников. В то время в деревне жила семья Карасёвых, в которой было четверо детей. Когда родители умерли, старшей девочке исполнилось двенадцать лет, а младшей — шесть. Сиротки не хотели в приют, и Акилина взяла их на своё попечение, а Евдокия часто навещала сестру. Они читали детям Евангелие и жития святых, вместе с ними молились. Евдокия устроилась уборщицей в губинскую школу, однако в 1937 году по состоянию здоровья была вынуждена оставить работу. В то время массовым арестам и особой жестокости подвергались духовенство, монашествующие и простые верующие. Евдокию Прохоровну в октябре 1937 года заключили в коломенскую тюрьму. Сотрудники НКВД несколько раз приходили в дом Карасёвых за Акилиной, но сироты прятали её. Потом волна арестов спала, и Акилина Прохоровна осталась на свободе. Она скончалась в середине 1950-х годов в преклонном возрасте и была погребена на кладбище в соседнем селе Ашитково.

21 ноября 1937 года тройка НКВД по Московской области приговорила Евдокию Прохоровну Андрианову-Фомину к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере за то, что «среди местных колхозников она вела контрреволюционную сектантскую деятельность, направленную против мероприятий советской власти». Через месяц 62-летняя монахиня поступила в печально знаменитый Акмолинский лагерь жён изменников Родины (АЛЖИР) в Карагандинской области Казахстана. Это был один из самых страшных лагерей смерти, куда свозили женщин вместе с малыми детьми. Сюда же доставляли «церковниц».

Одновременно в лагере находились от 8000 до 18000 заключённых. Порой вновь прибывшие сами строили себе бараки в пургу и метель, жару и дождь. Печки топили камышом, так что зимой температура в бараках не превышала 6–8 градусов тепла. Теснота, тяжёлый быт, голод, строгий режим делали жизнь узников мучительной. «Алжиркам» давали самую грязную и тяжёлую работу на огородах, молочной ферме, кирпичном и фарфоровом заводах. Немощные, старухи и дети трудились на вышивальной и швейной фабриках. Смертность была очень высокой: одни умирали от болезней, другие от душевных мук, некоторые не выдерживали сурового климата Центрального Казахстана.

Среди заключённых твёрдостью веры выделялись 12 православных женщин. Они старались вместе молиться, жить по евангельским заповедям. Их пример так действовал на окружающих, что те тоже становились верующими. Через четыре года пребывания в лагере несломленную духом 66-летнюю монахиню Евдокию вместе с одиннадцатью другими узницами арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности и агитации, направленных против советского строя. Виновными себя женщины не признали. Участницы «Группового дела Евдокии Андриановой и 11 заключённых», кроме одной, получившей десять лет концлагеря, были приговорены к расстрелу. 20 апреля 1942 года акмолинских узниц казнили. Место их захоронения неизвестно. В 2015 году митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, вятский уроженец, в день памяти новомучениц совершил освящение храма, построенного в их честь в селе Акмол.

Вновь затеплилась лампада

Во время Великой Отечественной войны в помещениях Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря располагался военный госпиталь. После Победы здесь открыли санаторий «Ленинские Горки», а в 1980 году — Всесоюзный центр реабилитации детей. В Крестовоздвиженском храме, разделённом перекрытием на два этажа с множеством комнат, размещалась администрация центра. В Иерусалимской церкви устроили водолечебницу. В алтаре стояли ванны, в которых больные принимали водные процедуры. Конечно, это кощунственно по отношению к храму Божию, но всё-таки Крестовоздвиженская Иерусалимская обитель была спасена Господом от большего осквернения. В то время, как в других монастырях и церквях устраивались тюрьмы, гаражи, склады удобрений и химикатов, мастерские, где изготовлялось оружие, эта обитель всегда оставалась местом, где страждущие получали облегчение от своих недугов: богадельней, приютом для беспризорников, домом отдыха, госпиталем, санаторием, детским реабилитационным центром.

В 1992 году Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь передали Русской Православной Церкви, и началась его вторая жизнь. В обители появились насельницы, и всё стало преображаться: затеплилась лампада пред возвращённым Иерусалимским образом, потекла монашеская молитва, возобновились богослужения в отреставрированных Иерусалимском и Крестовоздвиженском храмах. При обители сейчас действует воскресная школа. Её воспитанники поют на службах, в праздники устраивают для прихожан спектакли и концерты. Священники монастыря оказывают необходимую пастырскую помощь детям и их родителям из находящегося по соседству реабилитационного центра. Приезжают в Крестовоздвиженскую Иерусалимскую обитель для летнего отдыха воспитанники православного детского дома из посёлка Успенского Московской области. При монастыре действуют трёхгодичные регентско-певческие курсы для девушек с полным пансионом на срок обучения. Обитель обзавелась и своим подсобным хозяйством, обеспечивающим насельниц продуктами питания. Прославившиеся своим качеством монастырские сыр и мясные деликатесы с удовольствием покупают окрестные жители, а доход от продажи идёт на восстановление обители.

Прощаясь с нами, игуменья Екатерина сделала каждому небольшой подарок и дала нам напутствие: «Всегда и во всём доверяйте Богу. Если наши просьбы угодны Ему и полезны для наших житейских нужд и вечного спасения, то Господь обязательно всё устроит». Мы покидали обитель с теми чувствами, которые замечательно передала в своём стихотворении матушка Ксения Филимонова, наша паломница:

Когда устанешь от забот,

От суеты и магазинов

И волшебство под Новый год

Не дарит запах мандаринов,

Отправься в тихие места,

Где монастырь стоит на горке.

Там красота и простота!

Земная мудрость — на задворках.

Чтоб помолиться за родных,

За обижающих немного

И робко у мощей святых

Просить о помощи в дороге,

Которой каждому дано

Идти от самого рожденья.

Порой опасно и темно,

Но будет свет и утешенье,

Когда поймёшь — от Бога всё,

Когда научишься смиренью.

И белым снегом занесёт

Былые мысли и стремленья.

Тогда исчезнет скуки тень,

Тоска и горечь будней серых,

И сможешь встретить новый день

С надеждой, радостью и верой!

На фото:

- Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь;

- Вятские паломники с игуменьей Екатериной (Чайниковой);

- Икона Акмолинских новомучениц (в центре — преподобномученица Евдокия).

Подготовила Надежда Шаповал

По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Новости соседних регионов по теме:

Отдел Рязанской епархии по связям с ФСИН организовал экскурсию в Солотчинский Рождества Богородицы монастырь для священников,
15:43 29.02.2024 Рязанская епархия - Рязань
 Настоятельница Свято-Алексиевского монастыря игумения Феодосия (Бессонова), настоятельница Владимирского женского монастыря в Вольске игумения Макария (Семенова),
14:58 27.02.2024 Православное Заволжье - Энгельс
Автор: Брянская Епархия, источник фото . В понедельник, 26 февраля, в Брянск доставили чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери.
13:53 27.02.2024 Сетевое издание Новости Брянска - Брянск
25 февраля 2024 года прихожане храма Иверской иконы Божией Матери села Грачевка приняли участие в патриотической акции.
11:13 27.02.2024 Епархия - Ставрополь
26 февраля в Свято-Троицкий кафедральный собор города Брянска принесена чудотворная Феодоровская икона Божией Матери.
08:55 27.02.2024 Костромская епархия - Кострома
Фото Брянской епархии Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери принесена в Свято-Троицкий кафедральный собор Брянска в понедельник, 26 февраля.
08:52 27.02.2024 ИА Наш Брянск.ru - Брянск
Фото: Брянская епархия 26 февраля в Свято-Троицкий кафедральный собор города Брянска принесена чудотворная Феодоровская икона Божией Матери.
08:41 27.02.2024 Газета Брянские новости - Брянск
25 февраля — праздник одной из самых почитаемых икон Божией Матери — Иверской.
23:00 26.02.2024 Выборгская Епархия - Выборг
Сегодня 7 февраля, в день чествования иконы Божией Матери «Утоли моя печали», престольный праздник в деревне Бахмутово, в честь этого образа Божией Матери освящен храм.
20:08 26.02.2024 Храм Николая Чудотворца - Барятино
10 февраля 2024 года в день памяти преподобного Ефрема Сирина, протоиерей Николай Андриянов посетил храм в честь Донской иконы Божией Матери в селе Милотичи, где совершил Божественную литургию.
20:08 26.02.2024 Храм Николая Чудотворца - Барятино
25 февраля 2024 года дружный коллектив воскресной школы для детей и взрослых при храме святого Иоанна Предтечи города Омска совершил паломническую поездку в Свято-Никольский монастырь в селе Большекулачье.
23:30 26.02.2024 Епархия - Омск
Автор: Приход храма Иверской иконы Божией Матери 25 февраля, в праздник иконы Божией Матери «Иверская», престольный праздник отметил храм при Йошкар-Олинской городской больнице, освященный в честь празднуемого образа Богородицы.
14:05 26.02.2024 Йошкар-Олинская епархия - Йошкар-Ола
День празднования в честь Иверской иконы Божией Матери отмечается несколько раз в году.
11:44 26.02.2024 Симбирская Епархия - Ульяновск
В новом выпуске программы "Ладанка" сказочный персонаж Дедушка Меркурий расскажет юным радиослушателям об Иверской иконе Божией Матери.
10:39 26.02.2024 Смоленская газета - Смоленск
Икона замироточила Фото: Роман Голованов/t.me В военном госпитале Ростова-на-Дону, где проходят лечение бойцы СВО, замироточила икона Божьей Матери.
08:23 26.02.2024 Bloknot-Rostov.Ru - Ростов-на-Дону
В течение трех дней, с 8 по 10 марта, в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Державная» мужского монастыря в честь святых Царственных страстотерпцев, что в урочище Ганина Яма под Екатеринбургом,
06:54 26.02.2024 Православная газета - Екатеринбург
25 февраля 2024 года паломническим отделом Пензенской епархии была организована поездка в село Ахматовка Никольского района Пензенской области.
00:11 26.02.2024 Пензенская Епархия - Пенза
В Ростове-на-Дону в военном госпитале начала мироточить икона Божьей Матери Лейла МИРИШОВА В Ростове-на-Дону в военном госпитале начала мироточить икона Божьей Матери Фото:
23:50 25.02.2024 Комсомольская правда - Ростов-на-Дону
5 февраля - день памяти иконы Божией Матери "Иверская". В Курском Свято-Троицком женском монастыре престольный праздник, так как в честь Иверской иконы Божией Матери освящен правый придел Новодворского храма.
22:53 25.02.2024 Свято-Троицкий женский монастырь - Курск
 
По теме
Акция «135 новых книг для районной библиотеки» продолжается. Приятно получить книгу, подаренную служительницами Пиксурского женского монастыря Владимирской иконы Божией Матери «Будем все переносить с радостию…».
Экскурсия в храм - Епархия После праздника Пасхи в первые дни Светлой седмицы храм Веры, Надежды, Любви и матери их Софии по благословению настоятеля иерея Виталия Лапшина организовал экскурсии для школ Юго-западного района и микрорайона Чистых пр
Епархия