11 сентября в Кировском областном краеведческом музее имени П.В. Алабина состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Вятка. Музей. Алабин». Она была посвящена 200-летию со дня рождения основателя музея П.В. Алабина и 650-летию Хлынова – Вятки – Кирова. Мероприятие объединило специалистов ведущих музеев страны, учителей общеобразовательных организаций, преподавателей высших учебных заведений. На конференции рассматривались такие актуальные вопросы, как сохранение и популяризация музейных собраний, краеведческие исследования и их роль в развитии территорий, формирование образа современного музея, роль музеев в сохранении духовно-нравственного наследия и в патриотическом воспитании. Один из докладов, прозвучавших на конференции, назывался «Православное духовенство и музейное дело на Вятке во второй половине XIX – начале ХХ века». Предлагаем читателям нашей газеты ознакомиться с его содержанием.
Во второй половине XIX века в вятском обществе продолжал расти интерес к прошлому нашего края, что содействовало появлению нескольких музеев. Духовенство не только поощряло развитие музейного дела, но и принимало в нём активное участие. На открытии Вятского публичного музеума (ныне Кировский областной краеведческий музей имени П.В. Алабина), состоявшемся 3 февраля 1866 года, присутствовал епископ Вятский и Слободской Агафангел (Соловьёв), который прежде всего совершил водосвятный молебен в одном из залов. Примечательно, что портрет владыки Агафангела, хранившийся в ризнице разрушенного в 1931 году Троицкого кафедрального собора, ныне находится в собрании Кировского краеведческого музея. На молебне архиерею вместе с другими священниками сослужил ректор Вятской духовной семинарии архимандрит Павел (Доброхотов), который, к слову сказать, был одним из собирателей и ценителей древностей. По окончании богослужения было провозглашено многолетие основателям музеума, а затем духовенство окропило святой водой его залы.
После этого слово было предоставлено основателю музеума П.В. Алабину, который отметил, что в пожертвованиях на устройство музея приняли участие все сословия, и после купечества шло духовенство. Пётр Владимирович упомянул некоторых дарителей музея. Среди них священник Оренбургской епархии А. Двинянинов, пожертвовавший мозаичную картину. Палаш времён Северной войны (1700–1721), уникальный экспонат, хранившийся у слободских крестьян Верстаковых, был передан П.В. Алабину священником села Лекмы И.Г. Кибардиным. Кстати, это оружие сохранилось в музее до наших дней.
Представители духовенства не только являлись жертвователями и благотворителями музея, но и его сотрудниками. Одним из первых хранителей Вятского музеума был священник Алексей Максимович Емельянов (1824–1898). Помимо Вятской духовной семинарии он окончил Санкт-Петербургское земледельческое училище, где освоил курс по естествознанию. Вернувшись в Вятку, преподавал географию, зоологию, ботанику, минералогию и другие предметы. Кроме того, отец Алексий стал автором учебников по зоологии и орнитологии. В 1866 году он был выбран на должность хранителя Вятского музея. Несомненно, естественнонаучное образование помогло ему в работе с соответствующими музейными коллекциями.
Став хранителем, Емельянов приступил к составлению музейного каталога и уже в 1867 году закончил описание минералогической коллекции. Подробные биографические сведения о протоиерее Алексии Емельянове удалось найти в обширном некрологе, опубликованном в 1898 году на страницах «Вятских епархиальных ведомостей». Оттуда же стало известно, что в последние годы своей жизни батюшка служил во Владимирской церкви г. Вятки и похоронен у её алтаря. В советские годы храм и место погребения выдающегося вятского пастыря были уничтожены, а на этом месте построили кинотеатр «Октябрь».
Несмотря на формирование разных тематических коллекций, в первые годы своего существования Вятский музей не собирал предметы религиозного назначения. Но это не значит, что подобных вещей, имеющих музейную ценность, в Вятской губернии не имелось. В начале ХХ века, когда стали создаваться церковные экспозиции, такие предметы активно поступали от духовенства и от причетников вятских храмов. Так, в 1912 году в создаваемый в губернском городе церковно-археологический музей от протоиерея Троицкого кафедрального собора В.В. Раевского поступили древняя оловянная дароносица и крашеная набивная священническая риза; из с. Курино Котельничского уезда переданы оловянные потир, дискос, звездица и ковчег, находившиеся ранее в Куринском Архангельском монастыре; из с. Никульчино Вятского уезда по распоряжению духовной консистории в музей поступили восемь икон.
Долгие годы своеобразными музеями церковной старины являлись ризницы храмов, где хранились церковные предметы, вышедшие из употребления, но представлявшие художественную и историческую ценность. Богатейшую ризницу имел Троицкий кафедральный собор г. Вятки. Там хранились древние иконы, портреты архиереев, их облачения и посохи, потиры и дискосы, оклады икон и напрестольных Евангелий, медные шары для согревания рук и прочее. В одной из комнат находились преимущественно раскольнические рукописи, книги и старинные образы. То есть Церковь, занимаясь миссионерской деятельностью среди старообрядцев, не ставила целью уничтожение их икон и духовной литературы. Например, в 1908 году священник села Алексеевского Яранского уезда (ныне деревня Пиштенур Тужинского района) Иаков Мултановский передал для создаваемого в Вятке Трифоновского церковно-археологического музея старообрядческую икону «Всевидящее око Божие», о чём свидетельствует запись на обороте образа и инвентарная этикетка этого музея. В настоящее время икона находится в собрании Кировского краеведческого музея. Интересно, что в 1907 году священник Мултановский организовал музей наглядных пособий при Алексеевском земском училище.
Как известно, своим указом от 21 мая 1722 года Синод нашёл нужным запретить иметь в церквях неискусно сделанные «иконы резные или истёсанные, издолбленные, изваянные». С тех пор деревянные скульптуры Христа, Богородицы и святых стали отсылать в синодальную ризницу или хранить не на видных местах. Согласно описи 1764 года, в палатке Успенского собора Вятского Трифонова монастыря вместе с иконой мученика Христофора с пёсьей головой хранились резные изображения мученицы Параскевы Пятницы и святителя Николая Можайского. Известно, что в 1847 году подобное изображение Николая Чудотворца находилось в алтаре Николаевского собора г. Нолинска. В 1907 году Вятская учёная архивная комиссия сообщала о пожертвовании ей деревянного резного образа святителя Николая священником села Просницы Вятского уезда Димитрием Южаковым.
В 1910 году по распоряжению вятского архиерея из церкви села Верхосунья Нолинского уезда (ныне Сунский район) в музей Губернского правления был передан ряд предметов церковной старины, среди которых имелось «резное изображение из дерева Николая Чудотворца вышиной в два аршина и шириной в один аршин, в левой руке — деревянное изображение церкви, а в правой — меч». В 1912 году члены Трифоновского церковно-археологического музея обнаружили резную деревянную скульптуру Николая Можайского в Троицкой церкви села Макарья Вятского уезда. В итоге верхосунское и макарьевское изображения оказались в Трифоновском церковно-археологическом музее. В настоящее время одну из деревянных скульптур Николая Можайского также можно увидеть в исторической экспозиции Кировского краеведческого музея. Проведённое в этом году исследование позволяет полагать, что данная реликвия ранее хранилась в церкви села Верхосунья, а не Макарья, как считалось ранее.
Начало ХХ века можно считать расцветом музейного дела в Вятке. 28 ноября 1904 года была открыта Вятская учёная архивная комиссия, в которой среди прочих состояли представители духовенства. Одной из задач комиссии являлось создание музея с церковным отделом. Священник села Ильинского Нолинского уезда (ныне Немский район) Н.В. Кибардин, действительный член учёной архивной комиссии, в 1905 году писал: «Пора древности церквей собрать воедино, извлечь их из пыли забвенья и сделать их доступными обозрению для всех интересующихся нашей историей и археологией. Точнее сказать, необходимо образовать особый епархиальный музей». Более того, как отмечал священник, создание такого местного музея могло бы предотвратить утекание экспонатов в столичные и губернские музеи. Важно, что для будущей экспозиции отец Николай предлагал собрать не только церковные предметы, но и экспонаты, характеризующие историю Вятского края, быт и культуру предков в целом. Он призывал население жертвовать старинные книги, монеты, одежду, посуду, картины, фотографии, документы, ископаемые кости, различные предметы из драгоценных металлов, дерева, глины, фарфора, фаянса и так далее. То есть речь шла о формировании этнографической и прочих коллекций.
Сам священник Кибардин в стороне от общего дела не оставался. В 1912 году из его храма в Трифоновский церковно-археологический музей были переданы ценные предметы XVIII века: медная и оловянная дароносицы, медный ковчег, воздухи и два покровца, шитые золотом, а также рукопись «Всенощное бдение об усопших». Лично от себя батюшка прислал коллекцию медных монет времён Петра I (174 штуки) и коллекцию старинных крестов и складней (14 предметов). Особого внимания заслуживает тот факт, что инициатор создания епархиального музея Н.В. Кибардин, будучи православным священником, тем не менее проявлял внимание и к религиозной культуре малых народов Вятского края. «Их семейный быт, нравы и обычаи погребальные, свадебные и другие, религиозные воззрения и понятия являются для нас крайне любопытными», — писал отец Николай. Священник предлагал собрать коллекцию из одежд инородцев, вышивки, украшений, головных уборов, музыкальных инструментов, предметов религиозного почитания, фотографий инородческой языческой иерархии и так далее. И действительно, когда в 1912 году в Вятке открылся Трифоновский церковно-археологический музей, в его экспозиции можно было увидеть предметы удмуртского культа и марийской религиозной секты Яранского уезда «Кугу-сорта».
Согласно одному из положений о деятельности Трифоновского музея, кроме экспонатов, рассказывающих о православном прошлом, своё место в экспозиции должны были занимать «памятники, характеризующие религиозный быт проживающих в пределах Вятского края иноверцев, каковы раскольники всевозможных толков, католики, лютеране, англикане, евреи, магометане и особенно местные язычники — вотяки, черемисы, чуваши, пермяки». Одним из таких музейных предметов был удмуртский вордшуд, состоявший из беличьей шкурки, украшенной цветными лоскутками и привесками из нескольких старинных серебряных монет. Он был передан священником А. Лупповым из села Верх-Порзинского Глазовского уезда (ныне Глазовский район Удмуртской Республики). В настоящее время этот экспонат находится в собрании Кировского краеведческого музея.
Совместная деятельность Вятской учёной архивной комиссии и Вятской епархии по созданию упомянутого уже Трифоновского церковно-археологического музея началась в 1909 году. 7 сентября епархиальный съезд духовенства постановил учредить церковно-археологический музей и выделить для него помещение. Это решение съезда приветствовал член учёной архивной комиссии M. Васильев. Он отмечал, что содействие изучению родной старины проявляет не только городское, но и сельское духовенство: «Можно назвать десяток имён из среды сельских пастырей, известных своими трудами в области истории, археологии и этнографии местного края». Одним из таких священников редакция «Вятских епархиальных ведомостей» назвала А. Чемоданова, известного своими находками, относящимися к каменному веку.
Открытие церковно-археологического музея, названного Трифоновским, состоялось 5 октября 1912 года. Он располагался в здании епархиального дома, действовал как отдел историко-археологического музея учёной архивной комиссии и находился под покровительством вятского архиерея. В настоящее время часть его экспонатов представлена в собрании Кировского краеведческого музея. Среди них деревянная колодка 1673 года, в которой хранилась царская грамота на право беспошлинной торговли, переданная в Трифоновский музей председателем Вятской учёной архивной комиссии Н.А. Спасским, а ему подаренная владыкой Макарием (Миролюбовым), епископом Вятским и Слободским (1885–1887), о чём свидетельствует надпись на экспонате. Владыка Макарий — ещё один видный представитель духовенства, внёсший вклад в изучение местной истории. Священник Н.В. Кибардин писал о нём: «Бывший преосвященный Вятский Макарий, учёный автор сочинений по русской церковной истории и археологии, пользуется за свои учёные труды вполне заслуженным уважением».
Стоит отметить, что в 1911 году среди «собирателей старины» значился и Вятский Трифонов монастырь, братия которого вела поиск вещей, связанных с преподобным Трифоном. В трудах Вятской учёной архивной комиссии за 1916 год упоминается появление в Вятке кружка любителей церковной старины. Его организаторами были члены Вятского епархиального братства святителя Николая. Со временем участники кружка создали свой музей. Среди его экспонатов были редкие древние иконы, описание которых сделано протоиереем И.М. Осокиным, выдающимся краеведом-исследователем, архивистом, музейщиком, активно пополнявшим фонды Трифоновского музея. Очень плодотворной оказалась его экспедиция по Слободскому, Яранскому и Котельничскому уездам в 1915 году. Отец Иоанн Осокин был знатоком и ценителем древней иконописи, разбирался в вопросах реставрации старинных образов. Он считал необходимым их выявление и сохранение в неприкосновенности в храмах или музеях.
Подводя итог, нужно отметить важную роль духовенства в развитии музейного дела на Вятке во второй половине XIX – начале ХХ века. Священнослужители являлись организаторами, жертвователями и сотрудниками появившихся музеев. Многие их взгляды по вопросу развития музейного дела остаются актуальными и в наше время.
На иллюстрации:
Портрет епископа Агафангела, благословившего открытие Вятского музеума.
Евгений Горев По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»