«Встреча человека с Богом всегда незабываемая, и этой силой встречи с Господом я живу»

У каждого человека свой путь, и порой Промысл Божий приводит специалиста в определённой сфере потрудиться в Церковь. Предлагаем вниманию читателей беседу с заместителем главного бухгалтера Вятской Епархии, казначеем трёх больших приходов города Кирова: Свято-Успенского кафедрального собора, храма великомученика и Целителя Пантелеимона, храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы микрорайона Чистые Пруды Еленой Юрьевной Блиновой.

Вчерашние советские школьники и неисповедимые пути Господни

– Елена Юрьевна, расскажите, как пришли к вере и оказались в Церкви.

– Воспитывалась я в советское время в советской школе, и понимания о вере, о Боге в нас не вложили, у нас не было воскресной школы, напротив, в школе нам говорили, что Бога нет. Такова была советская пропаганда, которую мы в себя впитали.

В моей семье прабабушка была верующим человеком. У нее был скорбный жизненный путь, она похоронила троих своих детей, и два года перед своей кончиной жила у нас. Она всегда читала псалтырь, и я ей однажды сказала: «Бабушка, Бога нет». А она мне только ответила: «Не тому вас учат в школе», и все. Она мне никогда ничего не навязывала, в целом мировоззренческие интересы каждого в семье мирно соблюдались.

И только в старших классах, когда в нашей стране в 1988 году праздновалось 1000-летие Крещения Руси, я стала понимать, что мир устроен иначе, чем нас учили.

В школе мы часто задавали друг другу вопрос: «ты крещен?» - но что стояло за этим, я никогда не понимала, я отвечала, что меня в детстве крестили бабушки дома, но в Церкви я не крестилась.

Таинство Крещение я приняла, когда училась в 11 классе, по инициативе мамы. Таинство Крещения совершилось 31 января 1993 года, и на тот момент мне было 17 лет. Я совершенно не понимала, какой духовной жизнью следует жить христианину. Мы с мамой купили в храме литературу, правда, тогда она больше походила на сборники русских народных пословиц и поговорок, связанных с церковными традициями, и в конце книги был размещен краткий молитвослов. Я старалась его понять, выучить молитву «Отче наш», но для меня это был иностранный язык, и что я запомнила, это молитва ко сну: «В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой...», которую с той поры я не оставляла и совершала постоянно и даже в студенческое время.

Первое знакомство с Евангельскими событиями у меня произошло по прочтении книг, которые нам в квартиру принесли свидетели секты Иеговы. Нам никто о земной жизни Спасителя, Его страданиях и Воскресении тогда не рассказывал, передач по телевизору еще не было, но при этом в 90-е годы нашу страну наполнили различные секты, их представители ходили по домам. Я четко понимала, что это грех, это секта, все это было заложено в душе, но брошюру мы взяли. Из нее я и узнала о Спасителе Господе Иисусе Христе.

Воцерковление произошло в 2000 году, после окончания университета, мне было 24 года. Душа каждого человека ищет смысл жизни, как жить, и Господь всегда находит те души, которые Его ищут. Учась в университете, я искала смысл жизни и читала книги различных психологов и Дейла Карнеги, и Луизу Хэй, и Максуэлла Мольца, и других, которые учили «как надо жить». Начинала поступать по их советам и понимала, что это не то, их законы не работают. И вроде, храмы уже были открыты, всё рядом, всё в доступе, и понимаешь, что надо бы в храм сходить, но ноги не идут, находятся тысячи причин и отговорок, чтобы не сходить в храм. Тогда, я ещё не понимала, что есть тёмная сила, которая тебя не пускает. Если я даже заходила в храм, то прилагала для этого немалые усилия воли, и конечно, для меня понятие Бога было каким-то отдалённым, Он был там далеко, а я здесь, и моя жизнь не зависит от Него прямым образом, не пересекается.

Люди часто приходят к Богу путём скорбей, болезней, когда некуда уже идти, и приход в храм становится для них последней инстанцией. Господь ловил всех нас, советских школьников, людей, поколение которых выросло без Бога, Своими неисповедимыми путями. У меня воцерковление произошло уникальным интересным способом.

На протяжении всей своей жизни я чувствовала какую-то невидимую силу, которая негативным образом воздействует на нас, и я не понимала, что на нас влияет какой-то бесовский мир, тем более мы жили без Бога, и духовный мир оставался для нас закрытым, неведомым. И всё же было ощущение, что есть невидимый тёмный мир, тяжело это передать на словах, но я понимала, что действие он оказывает сильное, и не знала, как от этого избавиться, и думала, что мне кто-то должен помочь. И это случилось. Мне встретились люди, которые объяснили, что нужно ходить в храм, нужно молиться Богу, и рассказали, как устроена наша жизнь, что есть добро и есть зло, и кто за этим стоит. Господь коснулся моего сердца, и мне сразу всё стало ясно и понятно. Всё это случилось очень быстро, стремительно, моментально. Я сразу начала молиться, и невидимый тёмный мир, можно сказать, активизировался, и Господь попустил, чтобы границы реального мира приоткрылись. От соприкосновения с бесовским миром мне пришлось испытать жуткий страх, который я никогда в жизни не испытывала, и от которого я стремительно прибежала в храм, как домой, и с тех пор я не выхожу из церкви.

Встреча человека с Богом всегда незабываемая, она всегда яркая, она не тускнеет. Какие-то события забываются, а она никогда не забудется, она - движущая сила, и этой силой встречи с Господом я живу. Всегда помню о том, что есть другая жизнь без Бога, и знаю, какая тёмная сила за этим стоит, что это зло в чистом виде.

Под покровом Серафима Вырицкого

– Приходилось ли ощущать впоследствии заступничество светлых небесных сил, святых, которым молитесь?

– Первая книга, которую я прочитала, когда воцерковилась, было Святое Евангелие, я бежала домой, чтобы почитать Евангелие. А первая духовная книга была про Серафима Вырицкого, и на протяжении всей своей жизни я ощущала его помощь. Существует предание о том, что про какого святого ты читаешь, этот святой за тебя и молится.

Всегда было понимание, что у Бога нужно просить духовного – спасения души, милости, прощения грехов, материальные вещи просить крайне неуместно. Когда я читала книгу Серафима Вырицкого, узнала, что в советское время люди к нему шли с квартирными проблемами, рассказывали святому, что им негде было жить, не было даже общежития, он их утешал: не переживай, у тебя будет комната, у тебя будет свой угол, какие-то материальные вопросы помогал разрешить. И так получилось, что мне также тяжело было купить квартиру, и казалось это невозможным, цены на квартиры постоянно стремительно росли, за ними было не угнаться. В 2006 году стала внедряться ипотека, и появился подходящий вариант по квартире, понимаю, что это мой шанс приобрести жильё. Посмотрела в календарь – какой сегодня день – 3 апреля – память Серафима Вырицкого, думаю, у меня точно это получится. И всё получилось: ровно через две недели у меня уже был оформлен договор ипотеки и приобретена квартира. И на водительские права я сдала также 3 апреля – в день памяти Серафима Вырицкого.

– При каких обстоятельствах, с каких приходов начался ваш путь как бухгалтера приходов.

– Первое послушание в храме начала осуществлять в 2003 году, тогда у меня появились духовные друзья, одного из них рукоположили во священники и назначили настоятелем храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в селе Шаркан Удмуртской Республики, я ему помогала сдавать отчетность в налоговые органы. Потом сменился настоятель, другой священник также меня попросил помочь, и с 2003 по 2007 год я помогала этому Приходу.

– А в миру трудились бухгалтером? Какая у Вас была профессия до прихода в Церковь?

– Первое образование у меня педагогическое – закончила Удмуртский государственный университет, психолого-педагогический факультет, специальность – учитель экономики. Работать учителем в школе не пришлось. Следом я получила второе высшее образование также в УдГУ, экономический факультет, специальность «финансовый менеджер», и позднее прошла курсы бухгалтера.

Опыт работы бухгалтера начинался с малого бизнеса. Работала бухгалтером небольшой оптовой фирмы, также вела и другие организации. Позже трудилась в крупном ижевском банке. При банке был холдинг, в который входили разные фирмы. Я вела бухгалтерский учёт в хозяйствующей организации, в ней были отражены все участки бухгалтерского учета: НДС, налог на прибыль, основные средства, аренда, ценные бумаги, договора уступки права требования, заработная плата и даже ПБУ 18. Эта фирма проходила ежегодный обязательный аудит. Бухгалтерия у нас была идеальная. Мы работали в коллективе, где все главные бухгалтера, все были блестящие специалисты своего дела, которые Налоговый кодекс читали как художественную литературу. С благодарностью о них вспоминаю, с уважением отношусь к ним, я многому у них научилась. Конечно, в работе в церкви мне пригодился и опыт малого бизнеса, и опыт крупной организации в банковском холдинге. Я до сих пор пользуюсь своими профессиональными резервами, хотя их нужно постоянно обновлять, согласно изменениям в законодательстве.

– Получается, Вы родом из Удмуртии, а как оказались на Вятской земле?

– Уже рассказала, что училась в Ижевске, а родилась в поселке Кизнер Удмуртской Республики, прожила там с рождения по 1993 год, в 93-м поступила в Удмуртский государственный университет, и уже по 2011 год проживала в городе Ижевске.

На Вятской земле оказалась, можно сказать, вынужденным переселением, разделяя волю мужа. Вышла замуж в Ижевске, муж сходил в Великорецкий крестный ход, впечатлился, у него здесь жили родственники, меня поставил перед фактом, сказав: мы переезжаем жить на Вятскую землю. Переезд для меня стал стрессом, если сравнить с землетрясением, то это землетрясение десятибалльного уровня.

Место трудов и служения

– Каким образом устроились трудиться в епархию?

– Конечно, у Господа всё промыслительно. Много лет в Ижевске я была прихожанкой собора Александра Невского с 2002 по 2011 год, где в храме были иконы и преподобного Трифона Вятского, и блаженного Прокопия, и святителя Виктора Глазовского. Я всегда их почитала и понимала, что исторически территория Ижевска и Удмуртской Республики была частью Вятской губернии. И возможно, я оказалась в Вятской Епархии не без Их участия. Так, мать Мария (от ред. главный бухгалтер Вятской Епархии инокиня Мария Бычкова) считает, что меня прислал в Вятку преподобный Трифон.

Когда я переехала жить в Киров, я сразу же пошла в близлежащий храм. Это была Троицкая церковь села Кстинино. В 2011 году настоятелем храма был игумен Федор (Рулёв). У меня был сильнейший стресс и о поиске работы тогда не было и речи. Рассказала отцу Федору свои переживания, связанные с переездом. И он мне сразу говорит: «В Епархию нужен бухгалтер, может, попробуешь». Сначала я просто молчала. Второй раз сказал, говорю: подумаю. В третий раз сказал: нужен бухгалтер, говорю: хорошо. Выбрали время, он договорился о встрече с инокиней Марией, и мы с ним поехали в Епархию на собеседование.

Мы встретились с главным бухгалтером Епархии, она прочитала резюме, и первое что спросила: и вы всё это умеете делать? Я ответила: да. Она спросила: вы ходите в храм? Ответ был: да, хожу в храм. И этого было достаточно. И следующий был вопрос: когда сможете выйти на работу?

Немного позже, она со мной поделилась, сказала: «когда ты пришла, и я с тобой поговорила, я поняла, что ты – это ты, что именно ты должна была прийти на помощь в Епархию». Видимо, у неё были свои молитвы… Когда я согласилась трудиться в Епархии, других вариантов с поиском работы я не искала и не рассматривала, я приняла это как служение Церкви, и на протяжении уже последующих всех лет я не выходила даже мыслями из Церкви, у меня даже мысли не было поменять работу или уйти с этого служения.

И конечно, первое, что меня удивило – то, что мать Мария сказала: «Владыки сейчас нет, я обязательно расскажу ему про Вас, Вашу кандидатуру». Меня это крайне удивило, думаю, надо же, Владыка, архиерей, Управляющий Епархией, и будет интересоваться рядовым бухгалтером, который пришёл делать текущую работу. Действительно, когда Владыка приехал, он встретился со мной и поговорил.

В моём стрессовом состоянии, которое я испытывала в связи с переездом, мать Мария всегда опасалась, что я не выдержу всего и уеду в Ижевск. Когда мне приходилось уезжать на родину, я всегда говорила: «Я купила обратный билет, я вернусь, не переживайте».

И Владыка также сказал, что трудиться в храме нужно, и обозначил мне определённый временной срок. Я согласилась и дала обещание, что с Владыкой буду трудиться условленное число лет. Этот срок ещё продолжается, не буду его называть. Конечно, есть и золотые правила Церкви, что когда Господь приводит человека трудиться в Церковь, уходить ни в коем случае нельзя, это я ещё впитала от бабушек, которые трудились в советское время в Церкви в Ижевске, они говорили: из Церкви только выгоняют, уходить самим нельзя. Поэтому я всем всегда это советую, что лучше трудиться у Господа, – это самое лучшее место трудов и служения.

– Что самое сложное оказалось для Вас в работе церковного бухгалтера? Что помогает справиться с трудностями?

– Работа бухгалтера в храме кардинально ничем не отличается от работы бухгалтера в светских организациях, нужно везде быть специалистом и в Церкви, и в миру. И то, какие мы знания приобрели, нужно также их реализовывать в храме, нужно всё делать грамотно профессионально, любое дело мы должны делать с усердием: служим ли мы в алтаре, моем ли мы полы в храме, работаем ли в церковной лавке, – любое дело мы должны делать для Господа. И бухгалтерию мы должны вести правильно и грамотно.

Бухгалтерский учет в храме проще, но работа в бухгалтерии более разносторонняя, приходится решать много организационных вопросов, кадровых вопросов, хозяйственных и даже юридических. Бухгалтер должен постоянно развиваться и наполнять себя новыми знаниями. Трудясь в Церкви, мы готовы делать любую работу и никаким трудом не должны гнушаться.

А с трудностями справиться всегда и везде помогает только вера в Бога и молитва.

Вклад в дело Церкви

– Хочется также задать некоторые вопросы Вам как казначею, которые, возможно, могут быть интересны нашим читателям. Говорят, свеча – жертва Богу, в то же время верующий человек понимает, что Богу достаточно идущей от сердца искренней молитвы. Можете разъяснить, почему традиция – ставить свечи перед образами, сохранилась у православных с давних времён до сегодняшнего времени, и почему она важна.

– Мы все знаем, что свеча – это жертва Богу, и она очень символична. И Христос сказал: «Я – Свет миру». И свеча ещё в Ветхом Завете означала присутствие Бога. Когда первые христиане совершали богослужение, моление, они молились ночью, и свеча своим светом освещала их моление. Потом по традиции Церкви свеча стала присутствовать в храме, мы затепливаем лампады, зажигаем свечи, и свеча символизирует нашу горячую молитву к Богу.

У этого символа есть и практическое значение. Церковь – это наше общее дело, мы все должны участвовать в богослужении. Сегодня у нас потерялась некоторая общинность, мы приходим в храм и не знаем, кто с нами стоит рядом, так быть не должно, мы всегда должны интересоваться и приходить в храм на общее дело, на общую молитву, на общее служение. Раньше прихожане сами приносили муку, кагор в храм. Сейчас у нас в храмах всё это происходит организованно: выпекаем просфоры, закупаем кагор, покупаем ладан и масло и так далее, и что нужно для храма – это чтобы прихожане жертвовали. Храм у нас отапливается – значит храму нужно платить за отопление, храм освещается электричеством – значит, за электроэнергию храму тоже нужно заплатить. Храмовое здание огромное, требует постоянного ремонта и немалых расходов на его содержание. Необходимо много всего для того, чтобы совершилось богослужение, в том числе и решение хозяйственных вопросов, и оплата труда работников. Поэтому свеча – ваш малый вклад в дело Церкви, чтобы молитва совершалась, чтобы Церковь существовала. Церковь не находится на содержании у государства, на неё не выделяются статьи в бюджете. Церковь живёт только за счёт пожертвований. Сколько пожертвовали – на те средства она и существует.

Церковь сегодня не защищена государством. Есть пробелы и в законодательстве, к сожалению, сейчас любой человек может торговать свечами. Конечно, редкий человек на это пойдёт, потому что есть совесть, и мало кто захочет составлять конкуренцию Церкви, глава которой – Христос. Церковь будет стоять до скончания века, врата ада не одолеют Её, а их бизнес через пару лет затрещит по швам. И всё же находятся некоторые смельчаки, которые решаются на торговлю свечами и церковной утварью. Хочется их спросить: с кем вы конкурируете, как вы открываете свои магазинчики рядом с храмом, у кого вы отбираете «хлеб»? Не страшно?

Бывает, что даже прихожане не понимают, на что Церковь существует, и покупают свечи у пчеловодов, на рынке и приходят в храм, ставят свечи на все подсвечники. И люди при этом не понимают, что Богу они не пожертвовали. Когда приходим в храм, мы должны быть с Богом честными. Если Вы считаете, что на данный момент у Вас нет ни рубля пожертвовать на свечу или опустить в церковную кружку, лучше оставаться честным перед Богом, помолиться и сказать: «Господи, всё что есть, дух сокрушен. Помоги, чтобы другие на храм жертвовали, чтобы храму было не так тяжело». А приносить свечи, купленные на базаре или в коммерческом магазине и поддерживать коммерсантов, которые зачастую идут против Церкви, зачем?

– Возможно, у людей понимание, что Бог над всеми и над всем, и о таких нюансах многие просто не задумываются.

– За каждой Божественной литургией во время Великого входа всегда сугубо поминаются благотворители: «… строителей, благоукрасителей, жертвователей святаго храма сего, вас и всех православных христиан…». Церковь испокон веков говорит о том, что ей нужны благотворители, жертвователи, о них всегда возносится молитва в храме. Разве это можно не слышать???

Важно быть частью Церкви. Возьмём, слово «счастье», корень «часть», мы всегда имеем счастье, когда являемся частью чего-то для нас значимого. Причастие Святых Христовых Таин – также корень «часть». И мы, исповедуя Символ веры, говорим: «Верую …во едину Святую Соборную и апостольскую Церковь…» Мы должны понимать, что мы часть этой Церкви, глава которой – Христос. Если мы себя ощущаем частью этой Церкви, мы должны какой-то вносить свой вклад, и молиться в храме, и жертвовать на содержание этого храма. Всё просто.

– Если коснуться финансовой стороны деятельности приходов, расскажите об экономической стороне жизни большого прихода.

– В храме по Уставу должность главного бухгалтера называется «казначей», в переводе – «хранитель денежных средств». Должность казначея сочетает в себе функции экономиста и бухгалтера. В миру экономист планирует, считает, а бухгалтер работает по факту: факт хозяйственной деятельности свершился, и бухгалтер считает финансовый результат. На приходах нужно совместить: быть экономистом и бухгалтером. Стабильности в пожертвовании не бывает, мы всегда знаем, что у нас январь самый доходный месяц, после января идёт месяц февраль – месяц с низким доходом, а февраль у нас ещё известен максимальными расходами на отопление храма, поэтому всегда приходится пожертвования с января оставлять и на февраль, т.е. делать денежный задел.

Приход такой же хозяйственный субъект, как и другие юридические лица. Храм требует затрат на содержание, и конечно, этого на первый взгляд, не видно. Но когда мы приходим в храм, нас встречают работники храма, священнослужители, певчие, и конечно, они тоже люди, у них тоже есть коммунальные платежи, есть дети, есть свои потребности, которые нужно решать денежным путем, поэтому храм должен платить заработную плату, и храм платит без задержек.

В управлении Вятской Епархии и в Приходах ведётся учет, который организовал Владыка, а он хороший руководитель, я бы сказала, создана прозрачная система учёта, доступная к пониманию. На всех приходах Вятской Епархии ведётся бухгалтерский учёт. Соблюдается кассовая дисциплина. Ведётся учёт свечей, треб.

Да, есть люди, которые хотят потрудиться бесплатно, во Славу Божию, это приветствуется, это золотые люди, они тоже есть, но большинство людей, особенно молодого возраста, которым нужно содержать семью, и у них другого дохода нет, они трудятся за вознаграждение. В храмах работникам выплачивается без задержек заработная плата, производятся отчисления страховых взносов с фонда оплаты труда и ндфл. Храм является работодателем как любое другое юридическое лицо. Приходится планировать средства для фонда оплаты труда и для налоговых отчислений. В первую очередь на приходах выплачивается заработная плата, делаются налоговые отчисления, потом оплачиваются коммунальные услуги, и только потом выделяются средства на приобретение необходимого имущества и выполнения ремонтных работ, если деньги, конечно, остаются. Всегда стараемся жить по средствам, чтобы на Приходе не было долгов.

Хочется, чтобы оставались средства на развитие, но всегда тяжело содержать храмы, особенно большие здания, когда много вспомогательных служебных помещений. Всегда хочется, чтобы нашлись люди, которые будут помогать содержать большие храмовые комплексы. За этим всегда стоит серьёзная хозяйственная работа, которую на первый взгляд не видно.

– С какими мифами «богатства прихода» приходилось Вам сталкиваться, и каким образом можете их развенчать.

– Когда люди приходят в храм в праздники, они видят, что прихожане несут в храм пожертвования, и порой начинают подсчитывать, что это немалые деньги и думать, что церковь сидит на мешке с деньгами. Потом, когда объясняешь, что мы осуществляем коммунальные платежи: теплоснабжение, электроэнергию, водоснабжение. А помимо этого, у нас ещё есть охрана, видеонаблюдение, интернет, и вывоз мусора, и много чего другого, а площади храма большие, посчитайте… А на какую сумму вы получили квитанции по квартплате за январь? Затраты на коммунальные платежи очень большие. Когда начинаешь людям это объяснять, тогда они понимают, что это тяжёлое бремя, и уже у них возникает встречный вопрос: а как же вы тогда живёте, если у вас нет помощи от государства?

– А на что люди жертвуют охотнее, можете рассказать на примере одного из храмов.

– Для проведения ремонтных работ требуются дополнительные пожертвования, когда храму необходима церковная утварь или храм проводит ремонтные работы, роспись храма и так далее. В храме, решением Приходского совета устанавливается жертвенная кружка (ящик) с информацией. Также размещаются объявления на сайтах Приходов, на информационных стендах. Это целевые пожертвования, которые учитываются отдельно и расходуются строго по назначению. Да, прихожане охотнее жертвуют на ремонты, потому что хотят видеть свой храм краше.

– Есть ли у прихода храма великомученика и Целителя Пантелеимона социальные проекты, и какие возможные сложности сопутствуют их реализации?

– При каждом храме стараются создать воскресную школу, задача которой проповедовать о Воскресшем Христе. Господь вышел сеять Слово, это Слово нужно посеять в детскую душу, научить детей, как нужно жить, к чему стремиться, помочь обрести веру в Господа Иисуса Христа. При открытии воскресной школы всегда актуальным остаётся вопрос с помещениями.

При Пантелеимоновском храме города Кирова есть двухэтажное административное здание, в котором размещаются служебные кабинеты: настоятеля, завхоза, бухгалтерии, комната для священников, трапезная, библиотека, детская воскресная школа включает семь классов. В этом здании также организована воскресная школа для взрослых, проводит свои занятия народный хор, проводятся молодёжные встречи. Этого здания, нам, конечно, не хватает, и в Пантелеимоновском храме уже много лет витает идея построить ещё одно здание для воскресной школы. Строительство здания – это огромная статья затрат. Вопрос обсуждается, потому что территория прихода позволяет построить ещё здания.

Что касается других храмов, например, Рождества Пресвятой Богородицы, расположенном в новом, молодом, густонаселенном микрорайоне Чистые Пруды, Приходу на территории очень не хватает отдельно стоящего административного здания. Воскресная школа размещается в тесных помещениях, не предназначенных для занятий с детьми. Желающих ходить в воскресную школу много, а возможности полноценно её организовать нет. Такие проблемы есть практически на всех Приходах.

В сложные времена

- А как приходы помогают людям нуждающимся, попавшим в трудные жизненные ситуации?

– Когда случается беда, предстоятель Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Кирилл всегда объявляет сбор средств. В храмах Вятской Епархии собирали денежные средств на помощь беженцам Донбасса, на помощь пострадавшим от наводнений в Херсонской и Запорожской областях, многодетным семьям, на помощь пострадавшим от пожаров. Собранные денежные средства перечисляются в Епархию, а Епархия, в свою очередь, централизованно перечисляет средства по назначению в отдел по социальному служению Московской Патриархии.

– Вы трудитесь в Церкви с 2011 года, то есть уже более десяти лет, какие времена оказались самыми сложными в финансовом плане за этот период? Что помогало их преодолеть?

– Самое сложное время, которое выпало на нашу долю, это, наверное, время пандемии, время распространения короновирусной инфекции. Отсутствие прихожан и вместе с тем пожертвований ощутил на себе первым Успенский кафедральный собор. С февраля 2020 года нечем стало платить за отопление, электроэнергию, воду. Успенский собор разместил на своём сайте информацию о финансовой помощи. Хочется ещё раз поблагодарить всех тех, кто принял участие в сборе пожертвований, собор погасил долги перед коммунальными службами и к маю – июню 2020 года полностью рассчитался с долгами за зимний сезон.

– Появление электронных карт облегчило жизнь церковной бухгалтерии или только усложнило финансовую сторону жизнедеятельности прихода?

– В церковном богослужении Церковь всегда постоянна. Например, на протяжении многих веков служится Литургия святителя Иоанна Златоуста. Используются одни и те же богослужебные тексты, ничего не меняется. Но что касается других сфер, кроме богослужений: ведения хозяйства, информационных, юридических, бухгалтерских – храмы Епархии идут в ногу со временем. Многие думают, что в храмах до сих пор считают на счётах. Они ошибаются. Церковь такой же участник налоговых процессов, казначеи в храмах работают в бухгалтерских программах 1С, используют электронный документооборот. Использование электронных карт в храмах Епархии стало обыденностью. В период ковида мы были вынуждены в церковных лавках приходов установить терминалы для внесения пожертвований по картам. Храмы заключили с банками договора эквайринга. При использовании банковского терминала, прихожанин получает чек с указанием - пожертвование. В свою очередь, это усложнило бухгалтерский учёт в храмах, но казначеи научились справляться с новыми задачами.

Приходится ли отчитываться перед благотворителями за расход пожертвований по назначению или у них полное доверие к приходам?

– Если храму благотворитель пожертвовал средства на определённые цели, то расход средств должен быть строго по назначению. Благотворители средств видят результат работ, осуществленных за счёт выделенных пожертвований. Документальных отчётов не требуют.

Расходование целевых средств по назначению проверяет Вятская Епархия. Приходы по истечению финансового года отчитываются в Епархию о полученных пожертвованиях и произведённых расходах. Слава Богу, нарушений у храмов не выявлено.

Красавец-храм в Чистых Прудах

– Вы также ведёте бухгалтерский учёт недавно построенного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы микрорайона Чистые Пруды, в 2022 году состоялось освящение храма, можете рассказать, на какие средства благоукрашался храм?

– Возведение храма благословил начать митрополит Вятский и Слободской Марк. Строительство храма осуществила строительная компания «Кировспецмонтаж» под руководством Алексея Семёновича Миронова. Строительные работы выполнены благотворительно.

Строительство храма началось в 2013 году. По благословению митрополита Марка настоятелем храма стал иерей Виталий Лапшин, а я была назначена казначеем строящегося храма. Зарегистрировали приход храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Министерстве юстиции 31 октября 2014 года. Весь период строительства в строящемся храме совершались регулярные богослужения: сначала в палатке, потом в подвальном помещении, затем в притворе храма. У храма появились свои постоянные прихожане.

В храме появились пожертвования, на которые стала постепенно приобретаться богослужебная утварь. Мы понимали, что когда храм построится, купить разом церковную утварь будет нелегко. Поэтому в период строительства храма были куплены водосвятные баки на 540 литров, купель для совершения Таинства Крещения, гробница для плащаниц, Евхаристические наборы, панихидный стол, кресты напрестольные, богослужебные облачения и книги. Приход открыл расчётный счёт в банке, где пожертвования несколько лет накапливались. Когда храм был возведён, эти пожертвования прихожан пошли на оплату работ по укладке гранитных полов, на оплату росписи главного купола храма, на оплату росписи алтаря храма. Часть средств на эти работы было лично пожертвованы митрополитом Марком. В 2022 году строительство храма было завершено. Храм готовился к освящению. Престол, Жертвенник, Семисвечник, напрестольное Евангелие, Апостол, подсвечники и другая церковная утварь была приобретена за счёт средств Вятской Епархии. Также Епархией были куплены комплекты священнических облачений всех цветов, ковры и ковровые дорожки, настенные бра-лампады и многое другое.

Сейчас за счёт средств прихода продолжаются работы по росписи западной стены храма, и колонн на стенах. Заключены договоры на мозаичные работы на западной стене при входе в храм. Размещён заказ на изготовление центрального паникадила-хороса. Оплату паникадила-хороса производит строительная компания «Кировспецмонтаж». Но главное, что сейчас в храме в Чистых Прудах ежедневно совершается молитва и храм наполняется новыми прихожанами.

Традиция, которая питает душу

– При всей своей занятости Вы находите время и силы на получение новых знаний, являясь слушателем курсов при Центре подготовки церковных специалистов Вятской Епархии Русской Православной Церкви (Вятское духовное училище), что в процессе обучения нового для себя открыли? Кому рекомендуете посещение таких курсов?

– Мы все не должны останавливаться в развитии, должны продолжать познавать Бога – и это безгранично. И конечно, нам нужно знать то, что окружает нас – наших святых. Курсы, которые организованы для мирян при Вятском Духовном училище, они очень интересные.

Лекторами являются высококвалифицированные преподаватели – знатоки своего дела и дипломированные специалисты. Это иеромонах Николай (Белёв), благочинный Успенского Трифонова монастыря, магистр богословия. И Наталья Викторовна Кривошеина – доктор искусствоведения. Она про преподобного Трифона знает всё! Она объездила все места его подвижничества, она исходила храмы, где он подвизался, она знает все его иконы. Н.В. Кривошеина защитила диссертацию по росписям Успенского собора города Кирова.

Не менее интересные преподаватели Елена Витальевна Кустова – доцент, доктор исторический наук, автор известной книги «История Вятского Успенского Трифонова монастыря», Ольга Владимировна Крупина – заведующая отделом научной и выставочной деятельности Вятского художественного музея имени Васнецовых, заместитель директора по научно-методической работе, Влада Анатольевна Девонина – кандидат философских наук, заведующий заочным отделением Центра подготовки церковных специалистов Вятской Епархии Русской Православной Церкви (Вятское Духовное училище).

На лекциях слушатели отдыхают душой. К концу дня устаешь, порой и сил нет идти на лекции, но приходишь в аудиторию и забываешь про всю дневную суету и усталость.

Наше время уникально тем, что в открытом доступе проповеди известных миссионеров, можно прийти домой и слушать проповедь произносимую в Оптиной пустыни, или на Валааме… Личное общение, которое даётся на Курсах, ничем не заменимо, и общение друг с другом, и традиция «преподаватель – ученик» она нужна, она воспитывает и питает. И преподаватели, которые выступают лекторами на этих курсах, просто кладезь знаний.

– Елена Юрьевна, известно, что в сентябре 2023 года Вы с другими сотрудниками Свято-Успенского кафедрального собора совершили паломничество по местам подвижничества святого Трифона Вятского, расскажите об этом путешествии, чем оно оказалось для Вас ценно? Будут ли ещё запланированы на приходе подобные поездки?

– Идея осуществить такую паломническую поездку появилась после лекции Елены Витальевны Кустовой о преподобном Трифоне Вятском.

Мы встретились с руководителем паломнической службы «С Вятки» Надеждой Феликсовной Шаповал, я спросила, почему не организуются поездки по местам преподобного Трифона, на что получила ответ, что не набиралось нужного количества паломников для формирования группы. Я предложила ей собрать группу из сотрудников наших храмов. Сотрудники с радостью согласились поехать.

В паломническую поездку по маршруту, связанному с жизненным подвигом святого преподобного Трифона Вятского, отправилось сорок восемь человек. Это были сотрудники Успенского собора, Пантелеимоновского храма, храма Рождества Пресвятой Богородицы в Чистых Прудах. В этой поездке мы почерпнули духовную благодать и глубже прониклись подвигами преподобного Трифона. Поездку окормляли отец Александр Коссов и отец Алипий (Сторожук). Такие паломничества должны стать традицией. Мы хотим снова организовать такую поездку в 2024 году. Нам надо знать наших вятских святых и места, связанные с их подвигами. На северо-востоке Кировской области на территории Уржумской епархии располагается город Кирс, в Покровском храме там особым образом совершается почитание новомучеников, поскольку это территория Вятлага. Известно, что при храме Покрова Божией Матери организован музей Вятлага.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла утверждено празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Вятской митрополии на Епархиальном уровне. Многие из этих святых прошли Вятлаг. Нам нужно обязательно побывать в тех местах и почтить их память.

– Каким было самое запомнившееся паломничество в Вашей жизни?

– Первое паломничество, которое было мною осуществлено. Это был 2002 год, когда мы с паломниками города Ижевска поехали в Дивеево. Тогда Дивеево было далеко от того благолепия, которым встречает гостей сегодня Дивеевская обитель. В бытовом плане присутствовало некоторое неустройство, мы там жили в больших помещениях, где стояли двухъярусные кровати, питались в трапезной на улице, – одним словом нас ждали суровые условия. Но та атмосфера, та благодать Божия, которая там царила, коснулась и нас, нам казалось, что мы попали в другой мир, и выходить в мир за стены этого монастыря не хотелось.

В настоящее время паломники впечатляются красотой и благолепием Дивеевской обители, но в двухтысячных годах, когда монастырь восстанавливался, для нас незабываемыми стали духовные впечатления. С той поездки у меня появились первые духовные друзья, мы с ними до сих пор тесно общаемся.

– Остаётся ли время на занятия для души? Как восстанавливаете силы и в чём черпаете вдохновение?

– Думаю, что работа в храме и есть занятие «для души». Есть усталость от рабочего дня, от избытка информации, от потока людей, но чтобы устать от работы в храме – такого нет. При этом труд и молитва составляют полноту моей жизни.

А так, конечно, нужно держать себя в форме и в рабочей, и в духовной, и в физической, поэтому стараюсь посещать спортивный зал, женский фитнес-клуб. Для души стараюсь уделять время чтению, это также всегда отдых. И конечно, ценное, что у меня есть – это общение с друзьями. Когда я еду на свою родину – это отдых, встреча с друзьями, родными и близкими людьми.

– В преддверии весны, может быть, будут пожелания читателям для их воодушевления?

– Хочется акцентировать внимание, что сейчас Церковь у нас переживает золотой период. Почему? Потому что у нас никогда в истории Церкви не было такой полноты информации, не было в доступе таких святоотеческих книг, литературы, мы сейчас можем прочитать всё, что душа пожелает. Особенно это кажется ценным после советского времени.

Сейчас храмы открыты, то есть у нас есть возможность и ходить в церковь, и читать, и изучать, и слушать – это золотое время. Когда свеча догорает, она ярко вспыхивает, а потом погасает. Вот сколько это время продлится? Поэтому его надо ценить, успеть потрудиться для Бога, для души. Время нужно узнавать, понимать, поэтому дай Бог, чтобы все смогли принести жертву Богу и в труде, и в молитве.

– Спасибо за искренний обширный разговор.

Беседовала Лада Баева

Новости соседних регионов по теме:

Наш приход посетили декан факультета Иконописи и Церковного искусства Московской Духовной академии архимандрит Лука (Головков) и методист факультета Людмила Гадалова в сопровождении руководителя иконописного отделения До
08:00 25.02.2024 Приход Святого Георгия Победоносца - Ростов-на-Дону
23 февраля 2024г в трапезном зале Воскресной школы прихода храма в честь святителя Николая Чудотворца г. Сургута, состоялось поздравление и чествование мужчин прихода.
18:32 24.02.2024 Ханты-Мансийская Митрополия - Ханты-Мансийск
18 февраля 2024 года в воскресной школе храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии г. Новокузнецка прошел урок, посвященный 35-летию вывода войск из Афганистана.
19:38 24.02.2024 Кемеровская и Новокузнецкая епархия - Кемерово
Беседы с зависимыми томичами проводит иерей Руденко Анна Ковалёва Фото: Томская епархия Чтобы помочь алкозависимым людям и их близким преодолеть проблемы,
14:40 24.02.2024 Комсомольская Правда - Томск
23 февраля 2024 года митрополит Ярославский и Ростовский Вадим совершил поездку по приходам Гаврилов-Ямского и Ростовского благочиний.
22:41 23.02.2024 Ярославская епархия - Ярославль
22 февраля 2024 года приход храма всех Омских святых п. Ростовка в очередной раз передал гуманитарную помощь.
00:30 24.02.2024 Епархия - Омск
Два здания РПЦ с разницей в сутки загорелись в Омской области За два дня в Омской области пожар произошел сразу в двух храмах.
14:20 23.02.2024 NewsNN.Ru - Нижний Новгород
Клирик храма Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской г. Смоленска иерей Сергий Осиповский встретился с учащимися 4 класса МБОУ СШ 35.
13:23 23.02.2024 Смоленская епархия - Смоленск
В домовой церкви при храме Серафима Саровского возобновились строительные работы.
12:24 23.02.2024 Газета Вести КАМАЗа - Набережные Челны
Спустя несколько лет в приходе преподобного Серафима Саровского возобновили стройку домового храма при воскресной школе.
07:31 23.02.2024 Chelny-Biz.Ru - Набережные Челны
Храм начал работу в Екатеринодаре в 1907 году 22 февраля 1990 года по решению Крайисполкома состоялась передача Ильинской церкви в Краснодаре Краснодарской епархии.
06:30 22.02.2024 KrasnodarMedia - Краснодар
Воспитанники Воскресной школы Свято-Троицкого собора в Рузаевке провели акцию «Милосердие» в поддержку участников специальной военной операции.
23:51 21.02.2024 Саранская епархия - Саранск
При строительстве административного здания прихода преподобного Серафима Саровского был задуман домовой храм в честь Илии Пророка при воскресной школе.
22:34 21.02.2024 Свято-Вознесенское Архиерейское подворье - Набережные Челны
В рамках деятельности епархиального отдела по вопросам физкультуры и спорта в приходах Симферопольской и Крымской епархии при воскресных школах и православных молодежных объединениях продолжают действовать спортивные кру
18:04 21.02.2024 Симферопольская и Крымская епархия - Симферополь
Занятия в Воскресной школе проводят священнослужители собора, а также ребята посещают практические занятия.
22:00 21.02.2024 Камчатская епархия - Петропавловск-Камчатский
 
По теме
На одну небольшую икону мастер из Кирова тратит всего 8 часов Кировчанин Владимир Ворсин заведует мастерскими Кировского театра кукол, в свободное время он поддерживает военнослужащих,
В городском музее выступила молодёжь Старообрядческой общины. Это ответвление от общепринятого православия, делающее ставку на большую связь с историей страны.
Адрес храма: город Киров, улица Ленина, 184 Б  Расписание работы: ежедневно с 7.00 до 19.00 2.04.вт 17-00 Великое повечерие, Утреня, Исповедь 3.04.ср Преподобного Серафима Вырицкого 7-00 Часы с чтением Евангелия,
«Душой я с вами» - Епархия 15 апреля 2024 года состоится встреча городского клуба «Вятчане» на тему «Святой праведный Иоанн Кронштадтский на Вятской земле».
Епархия
Епископ Паисий возглавил пастырский семинар, посвященный православной литературе - Яранская епархия 12 апреля в Котельниче состоялся пастырский семинар, посвящаемый православной литературе и духовному наследию священноисповедника Николая Флорова, пресвитера Котельничского.
Яранская епархия
В библиотеке им. Пушкина пройдут встречи с нейропсихологом и поэтессой - Администрация Кирова 14 апреля в 12.00 Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина (ул. Преображенская, 74) приглашает родителей, бабушек и дедушек на встречу с экспертом по обучению чтению Еленой Работягиной «Как научить ребёнка чтению».
Администрация Кирова