В Кировской области открыли Год театра

В Кировской области открыли Год театра
Фото: kirovdramteatr.ru

13 декабря на сцене Кировского областного драматического театра имени С.М. Кирова состоялось открытие Года театра. Силами драматического театра, «Театра на Спасской», Кировского театра кукол имени А.Н. Афанасьева был создан уникальный спектакль «Мифы и легенды театральной Вятки».

В этот памятный день по всей стране театралов поздравляли в своих видеоприветствиях министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский и наш земляк, инициатор Года театра, председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин. Также с приветственным словом к поклонникам театрального искусства обратились исполняющий обязанности председателя Правительства Кировской области Андрей Плитко и председатель Кировского отделения Союза театральных деятелей России Владимир Грибанов.

Спектакль открылся забавным этюдом – на сцене появилась кукла Буратино в сопровождении артиста Андрея Огородникова. Или наоборот, артист Огородников в сопровождении куклы? Вечер он вёл совсем недолго, поскольку строптивый Буратино в его руке вдруг заговорил: «Не хочу, чтоб мной управляли! Хочу сам играть на сцене, ведь мне больше двухсот лет! Артисты приходят и уходят, а мы – персонажи –  остаёмся!». Кукла исчезла, и вместо неё на сцене появился артист Павел Стволов   в красной рубахе, с длинным носом и стружкой в волосах. В течение всего вечера он комментировал происходящее едким голосом, с некой иронией персонажа и внезапно проснувшейся трогательной человечностью.

Артисты драматического театра показали сказочную историю, созданную на основе реальных фактов, о том, как вятский губернатор Николай Александрович Тройницкий собирал деньги на постройку первого театрального здания. Губернатор написал статью в газету о важности театра, и отрывки из этой статьи прозвучали на кировской сцене спустя более 140 лет. Поразительно, но они ничуть не утратили  своей свежести. На эту статью откликнулась вся Вятская губерния: начиная с именитых купцов первой гильдии, таких как Прозоровы, Булычевы, и заканчивая простыми крестьянами, каждый из которых считал благотворительность святой обязанностью приличного человека. Так и был построен первый Вятский театр – на собранные народом деньги. Примечательно, что в своей сцене «Театр на Спасской» показал фрагмент бала с участием Натальи Пушкиной-Ланской, гостившей в Вятке со своим вторым мужем. Ведь известно, что Наталья Николаевна участвовала в благотворительных балах, целью которых был сбор средств. Сейчас в здании, где в её честь давали балы, располагается «Театр на Спасской».

В 1941 году писатель Евгений Шварц эвакуировался в Киров из блокадного Ленинграда и на перроне его встречал Анатолий Афанасьев, художественный руководитель Кировского театра кукол. В первые же дни он потерял всё своё добро и остался без средств, но Афанасьев заказал ему пьесу и тем самым спас для России гениального драматурга. Судьба Евгения Шварца тесно связана с театрами Кирова, поэтому в этой сцене участвовали артисты всех театров. Вот выходят на сцену Дракон и рыцарь Ланцелот, а вот и Золушка с Феей, и маленький Паж, конечно же, Кай и Герда… Огромная тень Шварца на экране трогательно вздыхает: создатель узнаёт своих героев и исполняется радости творчества.

Ностальгические фрагменты легендарных спектаклей театра драмы и ТЮЗа – «Выходили бабки замуж» Е.К. Степанцева и «Эквус» А.П. Клокова – никого не оставили равнодушными.

Представляя спектакль «Эквус» по пьесе Питера Шеффера, артист Александр Королевский рассказал о том, как играл роль Алана Стрэнга ровно тридцать лет назад. В это время на экране был показан фрагмент с участием артиста и белоснежной лошади, игравшей вместе с ним в том памятном спектакле, а на сцену вышел молодой артист Александр Карпов с белоснежным жеребцом Эдельвейсом, который своим природным обаянием сразил публику наповал. Сегодня логотип «Театра на Спасской», украшающий все афиши, это – конёк Эквус, созданный художником Кириллом Даниловым для этой постановки в 1988 году.

Отрывок спектакля «Выходили бабки замуж» также вызвал сильные эмоции в зале. Этот спектакль сыграли около 150 раз при неизменных аншлагах, но свою жизнь он закончил печально – в связи с уходом героинь спектакля. В воссозданном фрагменте на сцену вышли заслуженные артисты России Никита Третьяков, Галина Марина, Ольга Цивилёва, артист Сергей Пушкин, а вместо народных артисток России Тамары Ивановны Ветко и Галины Андреевны Малышевой – заслуженная артистка России Светлана Золотарёва и народная артистка РФ Наталья Исаева. «Сегодня я за неё», – сказали они, и в этих словах прозвучала вся горечь и вся сущность театра – артисты, режиссёры, художники – приходят и уходят, а театр остаётся. Остаются пьесы, персонажи, которые спят тихим сном, пока не найдётся новый артист и новый режиссёр, который их разбудит, оживит…

Артисты трёх театров спели песни о родном театре и буквально «зажгли» весь зал, подняли его в едином порыве. Что и говорить – театр на Вятке любят, ведь не зря же он был создан не высочайшим повелением, а по инициативе самих вятчан – актёров-любителей, меценатов, публики.  

Над спектаклем работали режиссёры Наталья Красильникова, Ролан Боннин, художник по свету заслуженный работник культуры РФ Людмила Еремеева, художник-постановщик Екатерина Андреева, хореограф Ирина Брежнева, режиссёр-постановщик спектакля – Евгений Ланцов.

 


К Всемирному Дню почки - КГМУ В 2024 году Всемирный день почки (14 марта) прошел под девизом «Здоровые почки для всех: обеспечение равноправного доступа к оказанию помощи и оптимальной медицинской практике».
КГМУ