Дядя Стёпа с фотоаппаратом

Дядя Стёпа с фотоаппаратом
Фото: kirovpravda.ru

Лишённый тщеславия, затюканный ежедневными съёмками, вряд ли Леонид Шишкин помышлял о своей работе так, как потом высоко отзовётся о ней Константин Симонов: «Фотограф через объектив смотрит в историю». Чтобы отражённая в снимках повседневность стала историей, надо прожить немало заполошных серых будней и в них отыскать крупицы того, что явится очень выразительным и значимым.

Судя по дневникам, которые Леонид Шишкин вёл в 1932 году, он сетовал на то, что ему уже 22 года, а он ещё ни разу не справлял Новый год, как отец и мать в пору молодости. И было огорчительно, что жизнь идёт мимо него, а он ещё так мало достиг и так мало видел. У них в семье на четверых старших братьев были одни выходные штаны. И если шёл на свидание Борис, то Сергею, Василию и Леониду приходилось сидеть дома и дожидаться, когда тот соизволит вернуться.

Притужная, тяжёлая жизнь, хлеб по карточкам, но, пожалуй, редко кто так преданно, искреннe и верно любил свою вятскую землю, как фотограф Леонид Александрович Шишкин. Это высокое чувство отразилось в его снимках.

Любовь шла от семьи, от отца Александра Васильевича, мастерового человека, который шил шапки, а до революции имел своё дело и мастерскую, и нигде, кроме Вятки, жить не смог, от матери Анны Петровны, человека справедливого и умного, на воспитании которой были шестеро сыновей да дочка Соня.

Леонид был старшим сыном, помогал отцу шапки шить, строил здание Вятского почтамта, увлёкся фотографированием. Конечно, прежде всего на него возлагали свои надёжны отец и мать. Авторитет Леонида был у братьев непререкаем. Недаром почти все они, кроме Бориса и погибшего на войне Василия, брали пример с него и занимались фотоделом. Юрий стал фотокорреспондентом областных газет, хорошо снимали Сергей и Евгений.

Представьте себе Вятку начала 30-х годов, когда город утратил статус губернского центра, но не приобрёл звание областного или краевого. Придавленная провинциальная глухомань. Центральные улицы мощены булыжником, такой же спуск к паромной переправе, что проходит по дну Раздерихинского оврага. На окраинах улицы в лывах (лужах. – Ред.), видны тележные колеи, деревянные тротуары. Правда, названия у большинства улиц уже звонкие, идейные: Большевиков, Коммуны, Карла Маркса, МОПРА и т. д. Ни об автобусах, ни о трамваях речи нет. Большинству вятчан приходится ходить пешком. Даже с вокзалов с поклажей через Всполье тащились люди на своих двоих.

Высоченному тощему фотокорреспонденту «Вятской правды» Леониду Шишкину приходилось надеяться тоже только на свои ноги. По вязкому красноглинью шёл он то на строящийся мясокомбинат, то к сплавщикам на реку Вятку, то в кролиководческий совхоз в Субботиху. Тут ещё трудность — река, без парома или лодки не обойтись.

Данные природой качества — неутомимые ноги и рост «дяди Стёпы» Леонид Александрович употребил на пользу своей профессии. Везде успевал со своей фотокамерой. Люди знали его и любили за общительность и доброту, желание отразить все местные события.

Сохранились у брата Леонида Юрия Александровича с той поры негативы, на которых запечатлены не только приметы нового, передового, о чём так пеклись редакторы: строительство заводских посёлков из бруса, возведение парашютных вышек, но и, так сказать, жанровые сцены, которые в газете не публиковали ни под каким видом.

Газету Леонид любил самоотречённо, и недаром в его дневнике за 1932 год говорится о том, как руководитель музея революции М.К. Любовиков приглашал его на работу, обещая большой, гораздо выше, чем в газете, заработок и вольготную жизнь. Но Леонид Александрович остался в редакции «Вятской правды».

В тридцатые, сороковые, пятидесятые Леонида Шишкина знали везде, потому что вряд ли можно было найти хоть один из 60 районов области, в котором бы он не бывал. Вожгальская коммуна «Красный Октябрь» с её водопроводом; домом отдыха, предвоенная народная эпопея по осушению Чашкова болота, в которой участвовало несколько приречных районов, колхозные конные состязания на ипподроме, участники Всесоюзной сельхозвыставки, дом отдыха «Боровица», встреча участников автопробега газогенераторных машин, женского экипажа самолёта «Родина» во главе с Мариной Расковой, строители комбинатов «Искож», «КУТШО» — это только малая доля того, что он отразил до войны.

В командировки приходилось ходить пешком, ездить на редких автомашинах-попутках.

Популярности Леонида Шишкина способствовало то, что у него была очень колоритная наружность: узкое лицо, горбатый нос и высоченный рост, наверное, больше двух метров. Называли его и дядей Стёпой, и Паганелем, который полюбился всем в фильме «Дети капитана Гранта». Леонид был добродушный, отзывчивый человек, всегда готовый прийти на помощь. Шутку принимал с готовностью, сам говорил, что ему с его ростом снимать куда легче, чем коротышкам: не надо искать стремянку.

Из-за скрытой формы туберкулёза Леонида Александровича не взяли на фронт. Он старался делать как можно больше в тылу, поднимать дух людей, показывая трудовой героизм своих земляков.

Высокий худой человек с «Лейкой» на груди появлялся в заводских бригадах, завоевавших высокое звание фронтовых, у девушек-трактористок Кировской МТС, в детдомах, принявших эвакуированных детей из Ленинграда, снимал сельских подростков военной поры, выполнявших непосильную работу, и испытателей танков, грузчиков, плотогонов, льноводов. Всех не перечислить.

Сейчас становится понятным, что он создал уникальнейшую фотолетопись о героизме тыла в дни войны, которой цены нет.

Леонид Александрович был известен не только нашим читателям. Он печатался в центральной прессе, встречался с фотомастерами. Хотелось большей свободы. Но разные были поветрия в жизни газетчиков: требовали от них отразить «веление времени». Считалось зазорным снимать небритого механизатора, и приходилось возить с собой механическую бритву, чтобы, только побрив, фотографировать передовика на пленку. Снимали их и при галстуках, и с блокнотом в руках. Всю эту атрибутику расторопным фотографам надо было прихватывать с собой, чтобы герой выглядел соответственно.

Помню, как во времена кукурузного бума гонял Леонида Шишкина за хорошим снимком заместитель редактора газеты Даниил Кочергин:

— Разве это кукуруза?! — пренебрежительно бросая снимки с чахлыми стеблями «королевы полей», — кричал он. И Леонид Александрович вновь ехал на поля к Евгению Якимову из Ильинского совхоза, чтобы найти гривку приличной кукурузы и снять передовика. А где найти хорошую, если лето холодное и кукуруза расти не хочет?

В конце концов, Леониду Александровичу пришлось пойти на сделку с совестью: поставил кукурузовода на колени за рядом «королевы полей», и получился, по мнению заместителя редактора, «приличный снимок». Однако Леонид Александрович долго переживал это, ведь его работа была всегда на виду, а слух о том, как он «вырастил» высокую кукурузу, не утаишь. И что после этого скажут понимающие люди, как отнесутся знакомые фотографы, мнение которых он особенно ценил: Перевощиков, Бальтерманц, Тюфяков, Аркадий Шишкин, да и перед молодёжью стыдно. Постановка поощрялась: к примеру, при новоселье: на первый план ставились и стиральная машина, и приёмник, и мотоцикл. Во как живём! Но ведь в жизни не у всех так получалось. И Леонид Александрович такие моменты переживал тяжело.

Мобильный — одна нога здесь, другая — там, любящий поездки, Леонид Александрович всегда был в ходу. Умер он 55-летним, в августе 1965 года, вернувшись из очень утомительной командировки.

Ни разу, пожалуй, наш город не видел на похоронах столько народу и столько цветов. Улица Карла Маркса, 84, где тогда находилась редакция газеты «Кировская правда», на квартал была запружена почитателями Леонида Шишкина, пришедшими проститься с ним. Это было выражение любви к нему и признание дара неутомимого труженика-журналиста.

Как водится у таких людей, больше думающих о деле, а не о себе, он не успел разобрать свой архив и толком понять, как много доброго совершил. Мечтал о художественной фотографии. У него было немало высоко оценённых снимков. Однако особо дорог нам Леонид Александрович как фотограф-документалист. Помог донести и показать его фотографическое наследие довоенной поры и эпопею о героизме военного тыла брат Юрий Александрович, принявший как эстафетную палочку и его архив, и фотолабораторию, которая всегда была пристанищем людей творческих, непоседливых, много ездивших, неплохо писавших.

В фотоархиве Леонида Шишкина сохранились и негативы 20-х годов, на которых запечатлён старик-нищий на крыльце «Торгсина»; ребятишки, торгующие водой на барахолке; представительницы «первой древнейшей» в извозчичьей пролётке. Видно, направились в очередной загул. Эти снимки не появились в газете, но они характеризуют время и ценны своей правдой. А вот приметы 30–40-х годов: паромная переправа на Вятке в городе Кирове; расшива (речное судно. – Ред.), в которой перебираются через реку в пору ледохода рабочие спичечной фабрики «Красная звезда»; прыжки с парашютной вышки, отдыхающие в доме отдыха «Боровица», участники Всесоюзной сельхозвыставки.

Ну и, конечно, бесценна фотолетопись Леонида Александровича, которую он вёл в дни войны. С первого до последнего дня запечатлел фотокорреспондент труд и быт военного тыла: подростки и старики, пашущие на коровах, грузчицы в речном порту, медсёстры и санитарки, выгружающие раненых из вагонов, эвакогоспиталь, испытатели танков с Коломенского завода, омутнинская повариха, взявшая на воспитание эвакуированного из Ленинграда мальчика-сироту.

Правда военной поры. Великий самоотверженный труд, несгибаемый дух народа. Их воспел Леонид Шишкин в своей фотолетописи.

На снимке: Леонид Шишкин и Михаил Кощеев, редактор «Кировской правды» (май 1961 г.).

Владимир Ситников
 
По теме
Второй конкурсный день регионального этапа Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» в Кировской области в 2024 году по компетенции «Организация экскурсионных услуг (основная возрастная группа)» традицио
В Кировской области раскрыта серия краж из церквей в Яранском и Кикнурском районах - ГТРК Вятка В регионе раскрыта серия краж из церквей, часовни и церковной лавки. Сразу в нескольких районах на имущество религиозных организаций посягнул ранее судимый уроженец Пермского края.
ГТРК Вятка
oVYUQzfq4mEasfsffs - Технологический техникум Вчера состоялась экскурсия в Яранскую центральную районную больницу студентов 1 курса специальности «Сестринское дело» Яранского технологического техникума.
Технологический техникум
 Литературный час «Книга выбирает друзей» - Слободская ЦБС 28 марта в  Салтыковской библиотеке   для детей начальных классов был проведен литературный час «Книга выбирает друзей», посвященный Международному дню детской книги.
Слободская ЦБС